Гроты Западного Холма![]() ГРОТЫ ЗАПАДНОГО ХОЛМАНачало маршрута по гротам Западного Холма находится под арками Моста Лунмэнь - здесь располагаются контроль входных билетов, которые вы должны были купить раньше. Через 75 метров стоят Северо - Западные Ворота. Далее вы будете просто идти вдоль холма на юг, время от времени поднимаясь к интересным гротам и пещерам. У наиболее интересных мест сделаны таблички, в большинстве случаев на китайском языке, реже на английском. Обратите внимание, что каждый грот имеет свой номер, ориентируйтесь по нему. Небольшое замечание по поводу названий. Я не знаю китайского языка, поэтому мой перевод на русский основывается на английском переводе из книг и с табличек непосредственно у объектов в парке. Кроме того в этой статье встречается много терминов и имен из Буддизма и Индуизма. Чтобы не запутаться, в рамочках будет идти краткое описание такого термина. Пояснения в основном взяты из Википедии. ![]() Вид на мост Лунмэнь от Ниши Трех Будд Моя Ниже следует описание достопримечательностей Западного Холма в порядке следования по маршруту. Для ориентирования на местности при каждом описании идут мини-карты. |
![]() |
ПРУД ИМПЕРАТОРА ЮЯ![]()
Самое интересное в этом пруду - это сталагмит на дне под водой размерами 2,6 метра, который похож на камни с озера Тай. Есть легенда, что это так называемый Шибянь (Shibian) - инструмент, которым император Юй расколол горы, что и привело к появлению Лунмэня. Однако, в соответствии с документальными исследованиями, этот камень остался от Бай Цзюйи, когда тот жил в Лояне. ![]() Пруд Императора Юя В 829 году Бай Цзюйи, который был верховным судьей Сучжоу, был назначен императором Вэньцзуном (文宗 - Wenzong) династии Тан на пост "Гостя Наследного Принца", и одновременно принял под управление восточную столицу Лоян. Соответственно, он перевез этот камень из Сучжоу в Лоян. Он также дал прекрасное описание его происхождения и силы в своей поэме "Камень с Озера Тай". На расстоянии 65 метров от Пруда Императора Юя находится первая пещера нашего маршрута - Пещера Храма Скрытого Потока. |
![]() |
ПЕЩЕРА ХРАМА СКРЫТОГО ПОТОКА (№20)![]()
Всего в пещере-храме находится пять статуй : Будды Амитабхи, двух бодхисаттв и двух небесных королей. Статуя Будды на квадратном постаменте находится в центре, высота статуи 7,8 метра. По краям стоят два бодхисаттва : Авалокитешвара слева и Махастхамапрапта справа. Втроем их часто называют "Святой Троицей в Небесах", а также "Троицей Западного Рая", коей поклоняется Секта Чистой Земли. ![]() Будда Амитабха в центре пещеры Статуи этих бодхисаттв - типичное скульптурное изображение бодхисаттв в Лунмэне начала династии Тан. Чуть в глубине по бокам от Будды можно увидеть двух небесных королей в полных доспехах, топчущих якш. Кроме того, в нише на южной стене за пределами пещеры можно увидеть буддистские фигуры, стоящие в два ряда.
В пещере Храма Скрытого Потока была использована так называемая техника "круглой" резьбы, которая является примером художественных достижений в изготовлении статуй Гротов Лунмэня. Вера в Сукхавати (Чистую Землю), контролируемую Амитабхой превалировала во времена династии Тан (возможно благодаря деятельности Школы Сукхавати), поэтому количество статуй Будды Амитабхи высшего ранга больше всего среди всех статуй Гротов Лунмэня. ![]() Кубическая пагода Основанная монахом Шаньдао (Shandao) в начале династии Тан, Секта Чистой Земли, также известная, как Школа Лотоса (Ляньцзун - Lianzong - Lotus School), получила свое название, благодаря тому, что она учила людей так практиковать Буддизм, чтобы прийти к Сукхавати после смерти. В соответствии с этой доктриной в дальней области Небес есть Рай, где человек может жить счастливо и вечно. Правитель этого места - Будда Амитабха. Эта теория также говорила, что мир, где живут люди - "грязная земля", тогда как тот, где обитает Будда - Мир Высшего Блаженства или "чистая земля". Если люди хотят попасть в Мир Высшего Блаженства и достичь состояния Мукти, они должны получить помощь от Будды и самый простой способ сделать это - повторять имя Амитабха тысячи раз каждый день.
Последователи этой школы повторяли имя Амитабха постоянно. Время, когда они умирали, было также временем, когда два бодхисаттва Авалокитешвара и Махастхамапрапта забирали их в рай Сукхавати. Так как теория этой школы была не слишком сложной и глубокой, а способ следовать ей - простой, она получила широкое распространение среди простых людей. Обратите внимание, что на южной стороне храма стоит кубическая пагода, единственная в своем роде. |
![]() |
ПЕЩЕРА БИНЬЯН![]()
Пещера Биньян - единственная из гротов Лунмэня ясно описанная в китайских летописях. Так, в соответствии с "Летописями Буддизма и Даосизма" (Annals of Buddhism and Taoism) в "Истории Династии Вэй" (History of Wei Dynasty), Средняя Пещера Биньян и Южная Пещера Биньян были построены императором Сюань У (宣武 - Xuanwu) для своих умерших родителей : отца, императора Сяовэня (孝文 - Xiaowen), и матери, императрицы Вэньчжао (Wenzhao), с целью благословения их душ. ![]() Будда Шакьямуни в Средней пещере Биньян В другой книге из "Истории Династии Вэй", "Летописи Шилао" (Annals of Shilao), можно найти такую запись : "В начале периода Цзинмин (景明 - Jingming - период правления императора Сюань У) император Юань Кэ (元恪 - Yuan Ke - личное имя императора Сюань У) приказал своему министру Байчжэну (Baizheng) вырезать две пещеры для своего отца и его жены на горе Ицюэ (Yique) в Южном Лояне. На данный момент, в середине периода Юнпин (永平 Yongping), управляющий Лю Тэн (Liu Teng) докладывает, что он вырезал еще одну пещеру для самого императора. Таким образом вместе было вырезано три пещеры. Этот проект потребовал 802,366 человеко - дней с первого года Цзинмин в Июне по четвертый год Чжэнгуан (正光 - Zhengguang) (500 - 523)." Изучая найденные реликвии и исторические документы, ученые пришли к выводу, что три пещеры, упомянутые выше, и есть Три Пещеры Биньян. ![]() Панорама пещер Биньян Изначально место, выбранное для этих пещер, было близко к вершине холма. Но из-за этого проект стал слишком трудным для реализации, поэтому четыре года спустя расположение гротов был снижено до сегодняшнего уровня. Строительство на этих трех пещерах длилось 24 года. Но в 523 году начальник стройки Лютэн (Liuteng) умер, к тому же резко поменялась политическая ситуация в стране (случился дворцовый переворот). Это привело к тому, что была закончена только Средняя Пещера, а две других оставались не закончены вплоть до династии Тан. Защитный козырек над пещерами был возведен в 1991 году. СРЕДНЯЯ ПЕЩЕРА БИНЬЯН (№ 140)Средняя Пещера Биньян (Биньян Чжундун - Binyang Zhongdong - Middle Binyang Cave) расположена у северного подножия Западного Холма и входит в состав группы пещер, известных как Три Пещеры Биньян. В плане пещера имеет U-образную форму и сводчатую крышу. Ее длина 12 метров, ширина - 10,9 метров и высота - 9,3 метра. Главные статуи в Средней Пещере называются "Будды Трех Времен" : Будда Прошлого, Будда Настоящего и Будда Будущего. ![]() Голова воина у входа в Центральную пещеру Биньян У главной (центральной) стены сидит Будда Настоящего с двумя учениками и двумя бодхисаттвами, стоящими по обеим сторонам. Имя этого Будды - Шакьямуни, высота его статуи 8,4 метра. Он одет в свободную касаю с широким поясом, которая в четыре слоя ткани покрывает и основание, на котором сидит Шакьямуни. У него узкие плечи, тонкое лицо, веселые глаза и слабая улыбка, он выглядит невозмутимым и дружелюбным. Руки Будды сложены в определенном жесте, известном, как Дхармачакра-мудра. Этот жест означает, что Будда проповедует Дхарму. На нимбе вокруг головы этого Будды вырезаны огненные прожилки и портреты жертвователей.
Сразу по бокам от Шакьямуни стоят его ученики : Канакабхарадваджа (Kanakabharadvaja) и Ананда, а также бодхисаттвы : Манджушри и Самантабхадра. Эти Бодхисаттвы облачены в широкие и легкие туники, которые одеты внахлест таким образом, чтобы образовывать петлю на животе, что было новым течением в моде времен Северной Династии Вэй.
У южной и северной стены пещеры стоят еще по одному Будде с двумя бодхисаттвами по сторонам. У бодхисаттв южной стены нет голов - они были украдены и сейчас хранятся : одна в Художественном Музее Осаки, а другая в Национальном Музее в Токио.
Кроме статуй в Средней Пещере есть множество картин и барельефов. Самые интересные из них образуют четыре слоя. На первом слое можно увидеть бодхисаттву Манджушри и упасаку Вималакирти, сидящих друг на против друга и дискутирующих на тему Буддизма. На втором слое показаны джатаки о принцах Шачуйна (Shachuina) и Сюйдану (Xudanu), занимающихся благотворительностью. ![]() Барельеф над входом в Среднюю пещеру Биньян
Самые ценные барельефы находились на третьем слое, они назывались "Император и Императрица Поклоняются Будде". Они изображали большую церемонию поклонения Будде императора Сяовэня и императрицы Вэньчжао Северной династии Вэй. К сожалению эти два драгоценных барельефа были украдены, а затем проданы в США между 1930 и 1935 годами по тайному соглашению между американцем Пу Алланом (Pu Allan) и черными торговцами культурными ценностями. Эти барельефы сейчас хранятся в Нью Йоркском Городском Музее (New York Metropolitan Museum) и Художественном Музее Нельсона (Nelson Art Museum) в Канзасе. ![]() Нишы рядом с пещерами Биньян Вот краткое описание этих картин : на северном барельефе император в канонических одеждах и короной на голове в сопровождении двух генералов в доспехах и мечами в руках приносит "огненную жертву", как символ поклонения Будде, в то время как помощники держат огромный зонт, а также края его одеяния. Принцы, князья и знать следуют за императором, выстроившись в колонну. Они медленно шествуют в торжественной атмосфере. На южном барельефе императрица с короной на голове и цветком лотоса в руке медленно продвигается вперед, опустив голову и искренне молясь. Ее фрейлины несут свежие фрукты и кубки, тогда как императорские наложницы и принцессы медленно следуют за императрицей в определенном порядке. Причем в этой процессии, сопровождающей императора и императрицу, люди расположены в соответствии со своим положением при дворе : в строгом порядке и правильном расстоянии между ними. Несмотря на сложный замысел этих картин и замысловатые отношения между их персонажами, эти барельефы создают впечатление прекрасного сочетания разнообразия и целостности, сложности и единения. И, наконец, на четвертом слое можно увидеть своеобразный барельеф, показывающий десять Небесных Королей с различными буддистскими инструментами в руках Эти короли - древние китайские боги, олицетворяющие льва, дракона, слона, гору, реку, дерево, огонь, ветер, птицу и жемчужину.
На полу в центре пещеры вырезаны "пути поиска истины" с тремя цветками лотоса с каждой стороны от них. Все это окружено рисунками из жимолости и четками. ![]() Потолок Средней пещеры Биньян В самом центре сводчатого потолка Средней Пещеры вырезан цветок лотоса с лепестками в несколько слоев, вокруг которых парят восемь небесных музыкантов и две апсары. Они играют на музыкальных инструментах : сине (xin), свиреле, чжэне (zheng), тунбо (tongbo), шэне, флейте, юаньсяне (yuanxian) и барабане, в то время, как их одеяния развиваются по ветру - словно Буддистская Земля опоясана звуками музыки. На входе в Среднюю Пещеру Биньян на арке можно увидеть барельеф из языков пламени и двух драконов, переплетенных друг с другом. За пределами входа с каждой стороны сделаны по одной нише в виде дома, в которых стоят по одному воину. Тот, что на северной стороне (справа), одет в драгоценные доспехи. В его левой руке - ваджра, а ладонь правой руки открыта перед его грудью. Из-под поднятых бровей сердито смотрят широко открытые глаза. Его тело словно склоняется по направлению к входу в пещеру. Лицо и фигуру воина слева (на южной стороне) различить практически не возможно.
![]() Изображение Индры справа от входа в Среднюю пещеру Биньян В 1987 году при работах был удален кирпичный вход в пещеру, благодаря чему были открыты два до селе неизвестных барельефа. Один, у основания южной (левой) части входа, изображает Махабрахмана (Mahabrahman) с тремя головами и четырьмя руками, который стоит на демоне и держит в руках ваджры. Второй, напротив него справа, Индра с одной головой и четырьмя руками. Он также держит ваджру, а на голове у него - огненный венец.
Статуи в Средней Пещере Биньян довольно хорошо сохранились и дополнены различными узорами и картинами с богатым содержанием. Эти статуи представляют императорскую резьбу времен Северной Династии Вэй начала шестого столетия. Скульптуры в этой пещере - типичный пример ханьского стиля, когда император Сяовэнь перенес свою столицу в Лоян. ЮЖНАЯ ПЕЩЕРА БИНЬЯН (№ 104)Созданная в тоже время, что и средняя Южная Пещера Биньян (Биньян Наньдун - Binyang Nandong - South Binyang Cave), она изначально была подношением императора Сюань У своей матери императрицы Вэньчжао. К сожалению, эта пещера была не закончена. Сейчас следы Северной Династии Вэй - это резьба на кессонах потолка и у основания стены, а также изображение Десяти Богов. ![]() Южная пещера Биньян Но главная статуя в Южной Пещере была создана уже в начале династии Тан. Ее строительство было закончено в 641 году и сделал это принц Литай (Litai) династии Тан в память о своей матери, императрице Чжансунь (Zhangsun). Главный Будда в Южной Пещере - Амитабха, окруженный двумя учениками и двумя бодхисаттвами. Высота статуи 8,2 метра. Его голова высоко поднята, а грудь выпячена наружу. Будда сидит со скрещенными ногами на квадратном постаменте, пальцы его рук сложены в мудру храбрости.
В узле волос Амитабхи можно заметить 3 скрученные прожилки, которые складываются в китайский иероглиф "品". Такие же полукруглые волнистые прожилки вырезаны на его касае - это новый стиль в скульптурах Гротов Лунмэня, появившийся во времена династии Тан. На северной стене пещеры есть пара ниш с Шакьямуни, построенных Лян Пэйжэнем (Liang Peiren) в 616 году при династии Суй. ![]() Южная пещера Биньян Кроме того, в Южной Пещере есть множество ниш, созданных при императоре Чжэньгуань (貞觀 - Zhenguan) династии Тан. Таких ниш более 30 штук, среди которых особенно выделяется та, что на северной стене. В ней стоит Будда, созданный по образу царя Ашоки - у него высокий узел волос и тяжелая касая. Это образец художественного стиля Гандхары (историческая область в древней Индии).
СЕВЕРНАЯ ПЕЩЕРА БИНЬЯН (№ 159)Северная Пещера Биньян (Биньян Бейдун - Binyang Beidong - North Binyang Cave), созданная во время периода Юнпин (永平 - Yongping) Северной Династии Вэй, была дополнительной пещерой, построенной в честь императора Сюань У по предложению евнуха Лю Тэна. Она входит в группу из трех пещер вместе со Средней и Южной пещерами. Однако эта пещера, а также южная были не достроены из-за дворцового переворота. ![]() Вид на пещеру Биньян с Храма Ароматного Холма Главная статуя в этой пещере была закончена во время правления императора Гаоцзуна (高宗 - Gaozong) династии Тан, а от Северной Династии Вэй здесь остались каменная резьба, включая арочные притолки с огненными прожилками, резьба у входа, орнаменты в виде лотосов на полу и изображения Десяти Богов. У главной стены пещеры находится статуя Будды Амитабхи высотой 7,25 метра, по бокам от которого стоят два ученика и два бодхисаттва. Амитабха сидит на квадратном троне, который поддерживают три воина. У этого Будды круглое лицо, узел волос на его голове частично поврежден, у него сильное тело и широкие плечи, грудь выдается вперед, а руки сложены в мудре проповедования. На стенах по обеим сторонам от входа вырезаны барельефы, изображающие небесных королей с якшами под их ногами.
В Северной Пещере есть еще более десяти маленьких ниш, также вырезанных при императоре Гаоцзуне. СТЕЛА БУДДИСТСКОЙ НИШИ ИЦЮЭРядом с Южной Пещерой Биньян стоит стела высотой 2,88 метра и шириной 1,9 метра. Изначально она так и называлась : Стела Трех Пещер Биньян, но позже, во времена династии Тан, она получила название Стела Буддистской Ниши Ицюэ (Ицюэфоканьчжибэй - Yiquefokanzhibei - Yique Buddhist Niche Stele), которое можно прочесть на верху стелы. В то время Ли Тай (Li Tai), четвертый сын императора Тайцзуна (太宗 - Taizong), стер старые надписи на этой стеле и сделал новые в честь своей матери, императрицы Вэньчжао. ![]() Стела Буддистской Ниши Ицюэ Надпись для этой стелы была сочинена Цэньвэньбэнем (Cenwenben), а написана великим Чу Суйляном (Chu Suiliang), самым знаменитым каллиграфом династии Тан. Сочетание вычурности текста и красоты его написания делают надпись на этой стеле "Шедевром с Небес". Эту стелу также называют "Стела Чу Суйляна", так как она крупнейшая из существующих в Китае с надписью, выполненной самим Чу. Поскольку разобрать, что написанно на стеле сейчас трудно, перед ней поставили панно с черно-былой фотографией, на которой надпись видна более отчетливо. НИШЫ ЦАРЯ УДАЯНА (№ 305)После осмотра Трех Пещер Биньян направимся к Нише Трех Будд Моя. По дороге к ней обратите внимание на большое количество скульптур Царя Удаяна (Udayana - Ютянь Ван Цзаосян - Youtian Wang Zaoxiang) в маленьких нишах. Большинство этих изображений было сделано при правлении императора Гаоцзуна (高宗 - Gaozong) династии Тан. ПЕЩЕРА ХРАМА ЦЗИНШАНЬСЫ (№ 403)А сразу за царями находится пещера Храма Цзиншаньсы (Jingshansi). Эта пещера строилась с 627 по 663 года династии Тан. Голова главного Будды в этой пещере - копия, сделанная в 50-е годы двадцатого века, настоящая голова была украдена очень давно. |
![]() |
НИША ТРЕХ БУДД МОЯ (№ 435)![]()
Главной статуей этой ниши является статуя Будды Майтрейи. Облаченный в касаю, этот 6-ти метровый Будда сидит на квадратном постаменте, свесив ноги. У него изысканные черты, а на лице - непостижимая, едва различимая улыбка. Справа и слева от главной статуи находятся по одной статуи стоящего Будды и по одной статуи сидящего Будды (всего пять). За исключением главной статуи, остальные не законченные. У некоторых вырезаны только тела, а у некоторых угадываются только очертания. В целом Ниша Трех Будд производит впечатление огромного незаконченного проекта.
Хотя статуи и не закончены, по изображенной обстановке можно сделать вывод, что здесь поклонялись "Буддам Трех Времен" : Дипамкара (Будда Прошлого), Шакьямуни (Будда Настоящего) и Майтрейе (Будда Будущего). Среди "Будд Трех Периодов" Шакьямуни обычно располагается в середине, но здесь, в этой нише, Майтрейя занимает центральную позицию. Кроме того, обычно главного Будду окружают бодхисаттвы, но здесь они заменены стоящими Буддами. Это довольно редко, когда Будды стоят как служители. Очевидно, что это было сделано, чтобы усилить высочайшую власть Майтрейи. Но почему? Потому что Ниша Трех Будд была создана во времена правления императрицы У Цзэтянь (武則天 - Wu Zetian), которая, как утверждалось была Майтрейей своего времени.
Ниша Трех Будд Моя оставила после себя одну загадку : когда и почему строительство прекратилось? Не было оставлено никаких каменных изречений или исторических записей, как и в случае "Стелы без Иероглифов", возведенной императрицей У Цзэтянь. ![]() Панорама Ниши Трех Будд Моя Некоторые считают, что строительство этой ниши было остановлено после отречения У Цзэтянь. Когда она оставила трон, Майтрейя также должен был вернуться на свое привычное место. Однако и позже люди продолжали верить в Майтрейю, как в верховного Будду. Например, при правлении императора Сюаньцзуна (玄宗 - Xuanzong) династии Тан в Лэшане (Leshan) провинции Сычань (Sichan) была вырезана гигантская статуя Майтрейи высотой в 71 метр. В те дни эта статуя располагалась на берегу реки Цзялин (Jialing). БУДДИСТСКАЯ НИША СИНЬЛО (№ 484)Далее мы направимся к Пещере Десяти Тысяч Будд. По дороге к ней вы увидите небольшой пруд, куда стекают воды Жемчужного Ручья. Если вы не поленитесь и подниметесь вдоль него, то увидите маленькую нишу на склоне холма. Она называется Буддистская Ниша Синьло (Синьло Сянкань - Xinluo Xiangkan - Xinluo Buddhist Niche). Внутри нее нет скульптур, но над входом все еще можно прочитать иероглифы 新罗像龛. Эта ниша была сделана древними корейскими верующими, что является историческим доказательством культурного обмена между древней Кореей и династией Тан. |
![]() |
ПЕЩЕРА ЛОТОСА (№ 712)![]()
Пещера Лотоса была создана путем расширения лавовой пещеры. Ее размеры : высота - 6,1 метров, ширина - 6,2 метров и глубина - 9,8 метров. В центре сводчатого потолка вырезан рельефный цветок лотоса диаметром 3,6 метров и толщиной 35 сантиметров. В середине цветка - семенная коробочка с семенами. Аккуратные круги лепестков лотоса окружены узорами из листьев жимолости. ![]() Лотос на потолке пещеры Лотос, хотя он и растет в тине и иле, благодаря своей чистоте и белому цвету часто сравнивают с чем-то святым и чистым, что может символизировать святость, чистоту, удачу, спокойствие и безупречность. Лотос в пещере окружен с юга и севера шестью апсарами в красивых позах - их лица обращены к главной статуи пещеры. Каждая из них одета в жемчужный венец, юбку и ленты, верхняя часть тела обнажена. Они держат в руках музыкальные инструменты или чаши с фруктами. Апсары парят вокруг лотоса и словно об этом написаны строчки : "драгоценный цветок приносит удачу и разгоняет облака; небесная музыка - самая прекрасная из всех звуков в мире." ![]() Панорама Пещеры Лотоса Вообще цветы лотоса в Гротах Лунмэня встречаются довольно часто, но цветок в Пещере Ляньхуа - непревзойдённый. Хотя лотос корнями уходит в илистое дно, его цветок остается незапятнанным. Поэтому в Буддизме Чистая Земля Запада происходит из чистоты лотоса. В Джатаке Будды (Jataka of the Buddha) есть строчка : "пруд был полон чудесными цветами лотоса во время рождения Шакьямуни". Он мог ходить уже сразу после рождения и "от каждого его шага распускался цветок лотоса". После того, как Шакьямуни стал Буддой, он сидел на цветке лотоса, то есть на "Чистой Земле". Поза сидящего Будды со скрещенными ногами называется "поза лотоса", его касая - это одежды лотоса. Следовательно, цветок лотоса - вездесущ в Буддизме, он - святой цветок Буддизма. Главный Будда в Пещере Лотоса - Шакьямуни, высота его статуи - 5,1 метра. Причем он стоит, а не сидит, чего больше не встретишь в Лунмэне. Такая поза называется "Убеждение", "убеждение людей заменить зло на добро", хотя ее часто ассоциируют и с "вымаливанием подаяния". По сторонам от главного Будды стоят Кашьяпа и Ананда. Кашьяпа выглядит как шрамана в пути с кхаккхарой в руке, которая использовалась буддистскими монахами, когда они просили подаяние (для привлечения внимания). А ведь Шакьямуни и его последователи также перенесли немало трудностей, чтобы распространить Буддизм во время долгих путешествий, поэтому их можно считать прекрасным примером для всех буддистских монахов и монахинь. ![]() Барельеф с корейскими женщинами
Обратите внимание, что у многих статуй отсутствуют лица или головы. Это печальное последствие грабежа в 30-е годы. На входе в Пещеру Лотоса установлена черно-белая фотография, показывающая ее оригинальное состояние. Также здесь можно увидеть оригинальную фотографию Канакабхарадваджа (Kanakabharadvaja), одного из последователей Будды (справа от Шакьямуни). Его изображение считалось одним из лучших скульптурных портретов в Гротах Лунмэня. Это было изображение типичного старого индийского монаха, прошедшего через ветра и время. Сейчас его украденная голова хранится в одном из музеев в Париже. ![]() Изображение Канакабхарадваджа с украденным лицом Верхняя часть входа в пещеру выполнена в виде остроконечной арки, украшенной узорами в виде пламени. В середине этого перекрытия вырезана морда странного существа, издалека похожая на высушенную бутылочную тыкву. У южной стороны входа (слева) стоит воин. На северной и южной стенах Пещеры Лотоса вырезано большое количество картин, рассказывающих буддистские истории и легенды. Большинство этих барельефов было создано между периодом Чжэнгуан (正光 - Zhengguang) Северной Династии Вэй и концом этой династии. Все эти ниши не результат каких-то планомерных работ или единого плана. Их бессистемно добавляли во времена Восточной Династии Вэй, Северной Ци и Династии Тан. Те, которые появились во время Северной Династии Вэй, это главным образом комбинация из семи изображений : Будды, двух его учеников, двух бодхисаттв и двух воинов. Перекрытия этих ниш, как правило, искусно украшены. На одних симметрично изображены Вималакирти и Манджушри, исцеляющие больных и нищие, слушающие проповедь. На других перекрытиях вырезаны занавесы, кисточки и узоры в виде прожилок треугольной формы. Третьи украшены круглыми прожилками, изогнутыми лотосами, парящими облаками и картинами с изображением нищих, слушающих проповеди, а также портреты дарителей. Также есть перекрытия, на которых вырезаны семь Будд и дети на лотосах. ![]() Легенда о Принце Сиддхартха на южной стене пещеры Среди легенд, изображенных на барельефах Пещеры Лотоса, одна из самых интересных - "Отречение от Трона". Она расположена на южной стене в одной из ниш (на ее внутренней стенке). После того, как принц Сиддхартха стал монахом, он во время странствий достиг города Ваншэ (город Радажгриха, первая столица царства Магадха). На картине принц сидит под деревом и медитирует. Царь Бимбисара (на картине он в короне) предлагает отречься от трона и принять от него княжество и трон. Но Сиддхартха был настолько тверд в желании посвятить себя изучению Буддизма, что отверг это предложение. Позади царя стоят четыре слуги, несущие корону, зонтик, балдахин, флаг и меч. Этот барельеф выполнен настолько искусно и живо, что несомненно может считаться произведением искусства.
В одной из ниш южной стены изображена еще одна легенда. Принц Сиддхартха (на картине он в короне из лотоса и одеянии бодхисаттвы сидит на высокой круглой опоре, скрестив ноги подошвами вверх) сидит под деревом аскетизма (на картине это фикус), медитируя и голодая. Один из богов (на коленях и в короне) держит в руках коробочку с едой и предлагает ее принцу, но тот отказывается. Позади бога стоят три слуги, несущие балдахины и топоры. ![]() Знаменитая буддистская сутра Интересный барельеф можно увидеть на южной стороне входа в Пещеру Лотоса. На нем изображены три женщины в юбках, которые носят корейские женщины. Эта ниша была создана при императоре Тайцзуне (太宗 - Taizong) в начале династии Тан. По таким картинам можно изучать быт национальных меньшинств в древнем Китае. И покидая Пещеру Лотоса, обратите внимание на два иероглифа, написанных над входом в нее с северной (правой стороны). Приглядевшись, вы заметите строчки под этими иероглифами. Эти строчки - буддистская сутра вырезанная в 692 году при правлении императрицы У Цзэтянь. Ее перевел Буддхапалита (Buddhapalita). Это самая ранняя вырезанная в камне буддистская сутра, находящаяся сейчас в Китае, отсюда и ее огромная ценность. А те два иероглифа, что написаны сверху (они означают Ицюэ - Yique) - неумный поступок Чжао Яня (Zhao Yan), одного из губернаторов провинции Хэнань династии Мин. Теперь перейдем к самому большому гроту Лунмэня - Храму Фэнсяньсы. |
![]() |
ПЕЩЕРА ХРАМА ФЭНСЯНЬСЫ (№ 1280)![]()
![]() Будда Лосана Пещера Фэнсяньсы или Храм Фэнсяньсы, расположенная на южном подножье Западного Холма, изначально называлась Большая Ниша Будды Лосаны (大卢舍那像龛 - Dalushena Xiangkan - Далушэна Сянкань - Grand Losana Buddha Niche). Ее размеры, впечатляющий вид, изысканные статуи, демонстрирующие высокое мастерство зодчих, делают эту нишу главной среди всех гротов Лунмэня. Кроме того, Храм Фэнсяньсы - яркий представитель каменной резьбы времен династии Тан среди подобных на Лунмэне. Фэнсянь в переводе означает "помнить и уважать предков". Что касается целей, для которых была создана эта великая ниша, в научных кругах есть два мнения. Первое мнение - император Гаоцзун (高宗 - Gaozong) династии Тан построил его в честь своего покойного отца, императора Тайцзуна (太宗 - Taizong). Второе утверждает, что этот храм был построен императором Гаоцзуном и императрицей У Цзэтянь (武則天 - Wu Zetian) в память о матери У Цзэтянь, Ян (Yang). В пользу второй версии говорит то, что императрица У Цзэтянь пожертвовала на строительство храма большую сумму денег (20000 полос монет), сэкономленную на косметике и украшениях. Кроме того, мать У Цзэтянь верила в Буддизм, в то время как император Тайцзун, который умер в 649 году, Буддизмом не интересовался. ![]() Панорама Храма Фэнсяньсы В любом случае, на стеле к северу от пьедестала главной статуи (эту стелу называют Летописи Ниши Большого Лосаны (Annals of Grand Losana Niche) есть надпись : "Эта ниша была построена императором Гаоцзуном династии Тан". Строительство храма-грота контролировали два монаха : Шаньдао (Shandao), мастер Школы Сукхавати (School of Sukhavati) из храма Шицзи (Shiji Temple) в Сицзине (сегодняшний Сиань), и мастер Хуэйцзянь (Huijian, по другому источнику Jianhui), настоятель храма Фахай (Fahai), который также является жертвователем Пещеры Цзяньхуэй (Jianhui Cave).
В соответствии с Новыми Летописями Династии Тан (New Annals of Tang Dynasty) и Старыми Летописями Династии Тан (Old Annals of Tang Dynasty) руководителем строительства был назначен министр строительства Вэйцзи (Weiji), которого также называли Вей Хунцзи (Wei Hongji). Он был экспертом в архитектуре и просто талантливым человеком в области проектирования и строительства. Например, он отвечал за строительство Моста Тяньцзинь (Tianjin Bridge) в Лояне, дворцов и садов в Суе, Гаошане и Шаняне. Все эти проекты были впечатляющими и величественными. Большая ниша Фэнсянь была также его проектом, после завершения которого он был назначен Сынунцином (Sinongqing - официальный пост в феодальном Китае). ![]() Бодхисаттва Манджушри Помощником Вэйцзи был Фаньсюаньцзэ (Fanxuanze) из Шанчжу (Shangzhu). Будучи учеником Школы Хуаянь (Huayan School), после завершения проекта он был повышен до Мастера Канфачжана (Master Kangfazhang) этой школы. За поставку материалов отвечали : Лицзюньчжань (Lijunzhan), Чэнжэньвэй (Chengrenwei) и Яоши (Yaoshi). Кроме самой ниши Фэнсянь, в 679 году на южном подножье Западного Холма (сейчас это 200 метров от южного входа на Западный Холм) был построен Великий Храм Фэнсянь, который, вероятно, должен был отвечать за правильное содержание этой великой пещеры. В 680 году император Гаоцзун написал свое имя на горизонтальной доске, повешенной над воротами в этот храм. В Храме Фэнсянь находятся девять больших буддистских статуй, среди которых главный Будда - Лосана. Высота его статуи 17,14 метров, размер головы - 4 метра, а длина ушей - 1,9 метра. По бокам от него стоят два его последователя : Кашьяпа и Ананда, оба высотой по 10 метров. Рядом с ними стоят двое бодхисаттв : Манджушри и Самантабхадра - по 13 метров высотой каждый. И, наконец, два небесных короля и два ваджрапани находятся на северной и южной стенах. Их высота около 10 метров. Статуи расположены в определенном порядке с очевидной разницей в размерах. Если смотреть на это с другой точки зрения, то представленная картина - обожествленная версия древнего императорского двора, где Лосана, очевидно, царствующий император.
Лосана - это Будда, почитаемый верующими школы Буддизма Хуаянь (Huayan School). Хотя больше он известен под именем Вайрочана, что означает Сияющий Свет. Этот Будда одет в касаю, у него полное лицо, широкий лоб и круглые щеки, брови словно месяцы, а яркие и пронизывающие взглядом глаза, смотрят вниз, на лице - слабая улыбка. Его внешний вид "привлекательный и уникальный, несравненный, великодушный и благожелательный, как солнце и луна". Лосана означает "со всеми добродетелями и свободный от всех зол" и "показывая свои добродетели по всей земле". Статуя Будды Лосаны в Храме Фэнсянь была вырезана в соответствии с этой концепцией. С полным лицом и длинными бровями он выглядит торжественным, чистосердечным и проницательным. Уголки его рта немного приподняты в едва уловимой улыбке, словно он хочет поделиться своей добротой и радостью со всеми смертными. Его (или ее) взгляд, направленный вниз, часто встречается со взорами молящихся, вызывая трепет в их душах и даже благоговейный страх. ![]() Последователь Будды - Ананда Говорят, что большая статуя Лосаны была создана по лику императрицы У Цзэтянь. По одной из версий император Гаоцзун собирался построить Храм Фэнсянь с целью благословить душу своего отца, императора Тайцзуна. Но когда планы строительства были закончены, императрица У Цзэтянь осталась не довольна изображением главного Будды Лосаны. Проект переделывался несколько раз и каждый раз отвергался. Автор проекта пытался решить проблему, но так и не мог понять точку зрения императрицы. Но однажды к нему в голову пришла причудливая идея нарисовать Будду с лицом похожим на лицо императрицы. Мысль оказалась удачной и проект был одобрен. Эта легенда не безосновательна. Информацию о том, что изображение Лосаны на самом деле принадлежит У Цзэтянь можно найти в "Записях о Большой Нише Лосаны" (A Record of the Grand Losana Niche). Как говорилось выше, рядом с главным Буддой стоят два его последователя : Кашьяпа и Ананда. Но Кашьяпа и Ананда - последователи Шакьямуни. Тогда почему здесь они находятся в услужении у Лосаны? В соответствии с верованиями школы Буддизма Хуаянь у Будды было три каи (kaya - тела). Первое тело - Дхармакая (Dharmakaya) или Вайрочана - "алмазное тело" - высшее, абсолютное проявление духовной сущности, сущность мироздания, постижимая только посредством высшего просветления. Второе - Самбхогакая (Sambhogakay) - "тело блаженства" или "божественное тело" - образ Будды, постижимый в глубокой медитации. В этой мистической форме Будда проявляет себя, чтобы дать глубокие поучения бодхисаттвам и йогинам. И третье тело - Нирманакая (Nirmanatkaya) - "феноменальное тело" - Будда, проявляющий себя в обыденном мире. В частности, нирманакаей считается исторический Будда (принц Сиддхартха Гаутама). Поэтому Лосана это и есть Шакьямуни, или изображение Шакьямуни в Вайрочане. ![]() Последователь Будды - Кашьяпа Обратите внимание, что статуя ученика Кашьяпы справа от Будды сильно повреждена, хотя все равно в нем угадываются черты старого монаха. Напротив, Ананда с тяжелыми бровями, выглядит молодым и мудрым, полным уверенности, словно умный студент. Два бодхисаттвы одеты в красивые одежды со сдержанным выражением на лицах. Статуи небесных королей и ваджрапани Храма Фэнсянь выглядят яркими, словно живыми. И небесные короли и ваджрапани - божества защитники дхармы, но они отличаются в своем изображении из-за разницы в индивидуальности и положении. Один из небесных королей смотрится как командующий генерал в полных доспехах, его волосы завязаны узлом, а на голове - диадема, его левая рука согнута в локте, а в правой ладони он несет трех ярусную пагоду. Ногами он топчет отбивающегося якшу. В то время, как ваджрапани кажутся свирепыми, их верхняя часть тела обнажена, их рты открыты в гневе и вены на шеях вздулись, словно кровь бьет им в голову.
Во времена династии Сун для защиты статуй храма были надстроены девять деревянных карнизов, из-за чего храм имел еще одно название : Дом Девяти Комнат (Nine Room Building). Деревянные навесы были вскоре разрушены - сейчас от них остались только квадратные отверстия под балки. Обратите внимание на 48 стоящих статуй Будды Амитабхи одинаковой высоты, распределенных среди 9 великих статуй на стенах ниши. В соответствии со Стелой Заслуг, построенной отделом кадров династии Тан на востоке северной стены грота "этот бессмертный Будда был построен 106 чиновниками, включая Гаолиши (Gaolishi) и Янсымао (Yangsimao) из отдела кадров в честь императора Кайюаня (開元 - Kaiyuan) династии Тан". Гаолиши и Янсымао - высокопоставленные чиновники, пользовавшиеся благосклонностью императора Кайюаня, так как они приняли участие в дворцовом перевороте и помогли императору захватить трон. В 1971 году во время реставрационных работ в Фэнсянь ученые случайно обнаружили 120 метровый отбойник вдоль верхнего края ниши, сделанный во времена династии Тан. После ремонта в 1976 году этот отбойник продолжил выполнять свои изначальные функции : отводить воду в сторону и задерживать падающие камни. ![]() Вид на Храм Фэнсяньсы с гротов Восточного Холма Раньше с Храмом Фэнсянь был связан один интересный обычай : большинство посетителей обязательно пытались подержать в своих руках любую из ног ваджрапани у северной стены храма. Говорят, что тот, кто смог обхватить ногу полностью, сомкнув пальцы, получал благословение на счастливую жизнь. К сожалению, сейчас фигуры ваджрапани огорожены каменным заборчиком и к ним не подойти. Хотя до сих пор можно увидеть, что лодыжки северного ваджрапани почернели от людских объятий. Далее перейдем к Пещере Медицинских Рецептов, которая находится практически у подножья Храма Фэнсянь с южной его стороны. |
![]() |
ПЕЩЕРА МЕДЕЦИНСКИХ РЕЦЕПТОВ (№ 1381)![]()
Строительство Пещеры Яофан началось во времена Северной Династии Вэй и продлилось до Северной Династии Ци. Также некоторая резьба была добавлена при династии Тан. Пещера получила свое название благодаря рецептам, вырезанным внутри, которые считаются самыми ранними записанными медицинским предписаниями в Китае. Эти рецепты помогали простым людям, а благотворительные поступки делали широко известными. Поэтому эта пещера считалась "Буддистской Благотворительной Лечебницей". Пещера состоит из двух ниш. Перед главной стеной задней ниши сидит Будда, окруженный двумя учениками и двумя бодхисаттвами. ![]() Пещера Медицинских Рецептов
Всего в Пещере Медицинских Рецептов находится 140 предписаний, 117 из которых медицинские советы, а 23 - посвящены иглотерапии. Из них 65 можно ясно прочитать, 42 - частично повреждены, а 33 - практически уничтожены. Говорят, что эти рецепты могут помочь в лечении 40 болезней самого разного рода, включая недуги из таких областей медицины, как хирургия, дерматология, неврология, гинекология, педиатрия и другие. Вот, например, рецепт для предотвращения малярии : растолочь коптис трехлистный до состояния порошка, взять его тремя пальцами и принимать с рисовым вином до того, как появятся симптомы болезни. Или помощь при опухоли : приготовьте суп из листьев ивы и промойте им пораженный участок, затем приложите земляной лук-порей к этому месту. Кроме того здесь есть рецепты от холеры, диареи, истерии и удушья. Среди упомянутых средств терапии здесь есть порошки, иглы, пилюли, пасты, супы и мази. А ингредиентов насчитывается до 173, включая животных, растения, минералы, а также повседневные специи, соусы, масла и уксус. ![]() Пещера Медицинских Рецептов Простые в применении, эти средства получили большую популярность в медицинской сфере не только в Китае, но и за границей. Например, японский медик Танба Ясуери (Tanba Yasuyori) в одной своей медицинской книге, изданной в 1984 году, приводит 95 рецептов из Пещеры Яофан, которые он поместил под одним названием : "Рецепты Лунмэня". Почему же так много медицинских советов записаны в Пещере Яофан? Было ли это стремлением одного человека, который строил эту пещеру? Когда началась запись этих рецептов? Большинство археологов сходятся во мнении, что это началось во времена Северной Династии Вэй, когда один человек по имени Ши Даосин (Shi Daoxing), живущий в столице, вырезал одну буддистскую статую. В надписи на этой статуи он упомянул, что его финансирование строительства ниш и статуй было подобно стремлению излечить людей от таких болезней, как глухота и слепота. Но затем кто-то, не поняв иносказательность Ши, посчитал, что это изречение - начало серии медицинских советов. Поэтому этот неизвестный начал записывать здесь рецепты, а затем ему последовали и другие из будущих поколений. От Пещеры Медицинских Рецептов перейдем к Пещере Гуян, поднявшись 15 метров по лестнице. |
![]() |
ПЕЩЕРА ГУЯН (№ 1443)![]()
Высота пещеры 11,2 метра, ширина - 7,27 метра, глубина - 11,83 метра. В ней вырезано более 1000 буддистских ниш самого разного рода, а на стенах нанесено около 800 различных надписей и изречений. По количеству и качеству надписей эта пещера стоит на первом месте в Китае. ![]() Барельефы у Пещеры Гуян Раньше, во времена Северной Династии Вэй, эта пещера называлась Храмовая Пещера. Сегодняшнее название - Пещера Гуян - было добавлено на северной стене грота уже после этого периода. Во время правления императора Гуансюя (光緒 - Guangxu) династии Цин, даосы убрали оригинальную статую главного Будды и вырезали статую секты Тао Шу (Tao-Szu), таким образом эта пещера получила еще одно название : Пещера Тао Шу. В Пещере Гуян находятся три больших статуи : Будды и двух бодхисаттв. Главный Будда в пещере - Шакьямуни. Высота его статуи - 6,1 метра, он сидит со скрещенными ногами на квадратном постаменте. На его лице, правая часть которого повреждена, можно заметить слабую улыбку. Позади Шакьямуни - словно подсветка в виде цветка лотоса и круглый нимб. Рядом, от внутреннего круга к внешнему, расположены три окружности, сформированные соответственно узорами из лотосов, 21-ой трансформацией Будды и многочисленными апсарами. Два бодхисаттва высотой 3,9 метров, стоят по бокам от Шакьямуни. Эксперты считают, что этот Будда и бодхисаттвы были вырезаны для императора Сяовэня, и в изображении главной статуи можно найти сходство с лицом этого императора (об этом есть намеки в записях о создании этой статуи, которую спонсировал Ян Даянь (Yang Dayan), знаменитый генерал Северной Династии Вэй). Соответственно, эту пещеру можно назвать "Гротом Императора Сяовэня".
На северной и южной стенах Пещеры Гуян плотно вырезаны три яруса буддистских ниш в определенном порядке. Маленькие и большие, сотни - это настоящий праздник для глаз. Эти ниши тщательно отделаны, их декоративные элементы богаты и красочны, что демонстрирует высокие достижения в области каменной резьбы, рисования, каллиграфии и архитектуры Северной Династии Вэй. Все работы спонсировались императорской семьей и знатью Северной Династии Вэй, чем они очень гордились. Для многих создание ниш было не только дань почившему императору Сяовэню, но и возможность проявить себя. Желающих воспользоваться такой возможностью было так много, что на стенах пещеры практически не осталось свободного места. ![]() Четыре из Двадцати Избранных Каллиграфических Работ Лунмэня Барельефы Пещеры Гуян рассказывают очаровательные джатаки и буддистские истории. Так называемые джатаки - это истории о предыдущих воплощениях Шакьямуни, например, о Принце Саттве (Sattva), кормящем тигров своей плотью, и Принце Судхане (Sudhana - Щедром). Буддистские истории - это рассказы о жизни Шакьямуни, например : "Посадка на лодку со слона", "Каждый шаг, рождающий цветок лотоса", "Церемония именования", "Становление Наследным Принцем" и другие. Такие сцены в больших количествах можно увидеть в таких местах, как Юньган (Yungang) и Дуньхуан (Dunhuang), здесь же, в Пещере Гуян, представлены 11 искусно сделанных работ. Но по сравнению с другими местами изображенные на них сцены выглядят более рельефно (можно сказать в буквальном смысле), что вызывает больше эмоций у зрителей.
Но квинтэссенция Пещеры Гуян - это многочисленные надписи на статуях и нишах. Главным образом это имена спонсоров, время и причина создания статуи. Надписи и изречения сделаны в стиле Вэйбэй (стиль каллиграфии в Северной Династии Вэй). Стиль Вэйбэй, простой, но в тоже время сильный и сбалансированный, занимает важное место в историческом развитии китайской каллиграфии. "Двадцать Избранных Каллиграфических Работ Лунмэня" (Longmen Twenty Pieces), наиболее известные в Китае, самые важные и наиболее мастерски исполненные каллиграфические работы, выполнены в стиле Вэйбэй. 19 из 20 этих работ можно найти в Пещере Гуян, а одну, последнюю, изречение исполненное монахиней Цысян Хуэйчжэнем (Cixiang Huizheng), в Пещере Цысяняо. По той же лестнице, по которой мы поднялись к Пещере Гуян от Пещеры Медицинских Рецептов, пройдем еще дальше вверх 25 метров. |
![]() |
ПЕЩЕРА ЦЗИНАНЬ : ПОДАРОК СЫНА СВОЕЙ МАТЕРИ (№ 1955)![]()
![]() Пещера Цзинань Пещера Цзинань расположена на откосе южного окончания Западного Холма (название пещеры можно перевести как "самый южный"). В нижней части пещеры находится основание алтаря, в котором сделаны ниши. В каждой нише вырезаны либо танцор, либо музыкант в разных позах и выражениях, но на всех лежит дух почтительности. Два танцора на переднем торце постамента расположены друг на против друга и грациозно танцуют. Два музыканта держат в руках один кунхоу, а другой пипа - они сидят по краям. Еще четыре музыканта на северной части держат музыкальные тарелки, ивовый прут, пипа и круглый веер. А четыре музыканта на южной части постамента - барабан, шэн, ивовый прут и круглый веер. Посмотрев вверх, вы сможете разглядеть каменный лотос на потолке, вокруг которого летают апсары, обнаженные по пояс и в длинных юбках. Эта пещера похожа на часть Чистой Земли.
![]() Стражник у входа в пещеру
Пещера Цзинань строилась с 706 по 711 год. Форма пещеры - квадратная с нишами по стенам. Ее высота более четырех метров, а в глубине находится алтарь-постамент высотой 0,6 метров. На алтаре стоят девять скульптур. Главный среди них - Будда Майтрея, сидящий на пьедестале. Вокруг его головы нет галло, у него овальное лицо, прямой нос и маленький рот. Он смотрит вниз, а его уши такие длинные, что достигают плеч. На нем надета касая. Высота скульптуры - 3,1 метра. По бокам от Майтреи стоят его последователи, бодхисаттвы, короли и создание с человеческим лицом и телом бестий "Восьми Тварей". ![]() Будды на лотосах рядом с пещерой Цзинань Эти Восемь Тварей изображают восемь защитных родов Буддизма. В соответствии с Сутрой : Шарипутра Задает Вопросы (Sutra of Sariputta Asking Questions) это : небесный король, дракон, якша, гандхарва, асура, гаруда, киминара (kiminara) и махорага. Эти божества и духи - часть Буддизма и их обязанность - защищать Буддизм и живые существа. По отдельности их изображения можно найти по всему Лунмэню.
![]() Барельефы рядом с пещерой Цзинань
На входе в пещеру по бокам вырезаны скульптуры двух воинов. Их формы явно сделаны с художественным преувеличением. Считается, что они воплощение воинов династии Тан. Голова воина справа практически разрушена. Оба обнажены по грудь и носят что-то вроде юбки-брюк. Хотя оба и потеряли руки, их сила прекрасна передается телами. Вообще же, по задумке скульптора, одной рукой они должны были поддерживать Гору Сумеру. Кажется, что древние художники хотели показать всю силу этих божеств, чтобы вызвать благоговейный страх людей перед этими воинами, охраняющими вход в пещеру. ![]() Стражник у входа в пещеру
У южной части входа в пещеру находится стела, которая дает определенные исторические данные для исследований строительства пещеры. Высота этой стелы 164 сантиметра, ширина - 70 сантиметров. За сотни лет эрозия сделала надписи едва различимыми. Сейчас можно различить слова : "ученый-чиновник, два провинциальных капитана, жена Яо И, глава округа Чанша ..., министр, 3-ий ранг, генерал, округ Лян, наследует мир и счастье в процветании ...". В соответствии с "Биографией У Цзэтянь" в то время был только один чиновник третьего ранга по имени Яо. Это был Яо Чун (Yao Chong). Из других источников (Biography of Yao Chong, Book 124 of the New Book of Tang) следует, что Яо И (Yao Yi), отец Яо Чуна, был военным чиновником Цзюаньчжоу (Juanzhou) и Ючжоу (Youzhou). Он также был назначеным главой округа Чанша (Changsha). Пост Яо Чуна при правлении императора Чжунцзуна (中宗 - Zhongzong) именовался : "министр, 3-ий ранг, генерал и сеньер Лянсяня". Это в полном соответствии с постом и рангом Яо И и Яо Чуна, написанных на стеле. Поэтому Пещера Цзинань была построена Яо Чуном, знаменитым премьер-министром династии Тан, в честь своей покойной матери в первый год правления императора Чжунцзуна (705 год). ![]() Страж у входа в нишу рядом с пещерой Цзинань Яо Чун (650—721), чье оригинальное имя было Юаньчун (Yuanchong) или Юаньчжи (Yuanzhi), родился в области Сяши (сейчас это часть провинции Хэнань). Он был красивым и искренним в молодости и любознательным и упорным, когда повзрослел. Он показал большие способности в письме и был премьер-министром при трех режимах : У Цзэтянь, императора Чжунцзуна и императора Сюаньцзуна (玄宗 - Xuanzong). Он был выдающаяся личностью в начале Расцвета Кайюаня (開元 - Kaiyuan), когда он поддерживал императора Сюаньцзуна, что было описано в Старой Книге Тан (Old Book of Tang), как "Расцвет Кайюаня в восстановлении духа Чжэньгуань (Zhenguan)". Яо Чун не верил в Буддизм, но три императора, которым он служил, все были буддистами. А У Цзэтянь была не только буддисткой, но и монахиней. Но тем не менее, неосознанно Буддизм влиял на него, так как он жил в эпоху, наполненную буддистскими идеями, особенно теми, которые касались реинкарнации, кармы и счастья от добродетели. Яо Чун построил эту пещеру не только из-за сыновьего долга, но и потому что его мать была искренней буддистской. Яо Чун построил свой дом, Виллу Хэнань, в месте, которое сейчас находится в уезде Ичуань (Yichuan). Это было время начала его политической карьеры. Тогда его мать часто приезжала в Лоян и обязательно посещала Лунмэнь, где молилась Будде. Она хотела чтобы ее семья построила здесь грот. Как послушный сын, Яо Чун выбрал место в Лунмэне и построил Пещеру Цзинань для своей матери. На этом экскурсия по гротам Западного Холма окончена. Спустившись к реке и перейдя через мост Маньшуй, вы окажетесь у гротов Восточного Холма, где наша экскурсия продолжится. ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPSВсе точки даны в WGS 84:
|