Версия для печати

Храм Шаолинь 少林寺

Фото. Молодые бойцы на занятиях

Храм Шаолинь (Шаолинь Сы - Shaolin Si) - это буддистский храм, расположенный у подножия холма Шаоши (Shaoshi) горы Сун (Song) в 70 километров к юго-востоку от Лояна рядом с городом Дэнфэн (Dengfeng) провинции Хэнань. Монастырь стал известен в мире благодаря боевым искусствам и как место рождения китайского Дзэн (Чань) Буддизма.

Слово "шао" (少) в названии храма относится к холму Шаоши (少室山), одного из семи формирующих горную гряду Суншань. Слово "линь" (林) означает лес, а слово "сы" (寺) - храм или монастырь. Часто по этим иероглифам название храма переводят, как Храм Молодого Леса.

Храм Шаолинь и знаменитый Лес Пагод были включены в Список Всемирного Наследия UNESCO в 2010 году, как часть Исторических Памятников Дэнфэна (Historic Monuments of Dengfeng). В марте 2006 года храм посетил российский президент Владимир Путин, став первым иностранным лидером, побывавшим в Шаолине.

ИСТОРИЯ

Считается, что Храм Шаолинь был построен в 495 году при правлении императора Сяовэня (孝文 - Xiaowen) Северной Династии Вэй для индийского монаха Бато, который и стал первым настоятелем этого монастыря. Бато (跋陀 Batuo) или Буддабхадра (Buddhabhadra) был мастером дхьяны (глубокой медитации, йоги), который прибыл в Китай из Индии в 464 году для распространения Буддизма.

Фото. Лес Пагод

Лес Пагод

В 527 году другой индийский монах Бодхидхарма (или Дамо) прибыл в Гуанчжоу. От туда он направился в Лоян, чтобы представить доктрину Дзен Буддизма (по китайски Чань). Будучи одной из самых важных школ Буддизма и прекрасный сплав Буддизма и нескольких традиционных китайских философий (Конфуцианство и Даосизм), Дзен Буддизм не фокусируется полностью на доктринах и канонах. Вместо этого он предлагает "созерцание стены", сквозь которую верующие могут постичь истину.

Созерцание требует уединения и храм Шаолинь - идеальное место. В том же 527 году Бодхидхарма обосновался в Шаолине, где передал его монахам новые традиции Дзэн Буддизма. Дзен Буддизм быстро распространился и стал единственной доминирующей школой Буддизма в Китае. Соответственно, Бодхидхарма считается первым его основателем, а Храм Шаолинь получил честь называться Колыбелью Дзен Буддизма (Cradle of Zen Buddhism) и Землей Махаяны (Land of Mahayama).

Некоторые утверждают, что и боевое искусство Кун-Фу также появилось благодаря Бодхидхарме. Он, устав от долгих медитаций, создал серию упражнений, называемую Борьба Сердца и Ума (Heart and Mind Boxing), чтобы укрепить нервы и тело. Делая так, он фактически предопределил сегодняшнее Кун-Фу Шаолиня.

Фото. Дом Ушу Храма Шаолинь

Дом Ушу Храма Шаолинь

Во время правления императора Удэ (武德 - Wude) династии Тан правитель Цинь (в последствии император Ли Шиминь (李世民 - Li Shimin) приказал провести карательную акцию против Ван Шичуна (Wang Shichong), мятежного генерала, который обосновался в Лояне. Для того, чтобы защитить Лоян, Ван отправил своего племянника, Ван Жэньцзэ (Wang Renze), оборонять город Хуаньчжоу (Huanzhou), который располагался в 25 километрах от Храма Шаолинь. Властный и жадный, Ван Жэньцзэ захватил большой участок прилегающей к храму земли, из которой более чем 10000 гектаров принадлежали храму и были подарены императором Вэнди (文帝 - Wendi) предыдущей династии Суй.

Так как главные силы были заняты осадой Лояна, Ли Шиминь послал генерала Ван Цзюанько (Wang Junkuo) захватить город Хуаньчжоу, чтобы уменьшить давление на свой фланг. Но расположение этого города было настолько трудным для захвата, что Ван Цзюанько не смог выполнить свою миссию.

Чжицао (Zhicao), настоятель Храма Шаолинь и человек большой политической проницательности, изучив тенденции этой войны, предсказал, что именно династия Тан должна будет объединить Китай. После тщательного планирования и подготовки он и еще 12 монахов проникли сквозь оборону Хуаньчжоу, захватили генерала Ван Жэньцзэ и открыли ворота города перед удивленными солдатами армии династии Тан.

Фото. Геопарк горы Суншань рядом с храмом

Геопарк горы Суншань рядом с храмом

Со временем этот случай, много раз пересказываясь, превратился в легенду о "13 Боевых Монаха, которые спасли Короля".

Три дня спустя высокопоставленный офицер по поручению правителя Цинь прибыл в Храм Шаолинь, чтобы похвалить отважных монахов. Это были старейшина Шаньху (Shanhu), настоятель Чжицао (Zhicao), смотритель Хуэйшан (Huishang) и 10 монахов : Юньцзун (Yunzong), Пухуэй (Puhui), Минсун (Mingsong), Линсянь (Lingxian), Пушэн (Pusheng), Чжишоу (Zhishou), Даогуан (Daoguang), Чжисин (Zhixing), Сэньмань (Sengman) и Сэнфэн (Sengfeng). Среди них только Юньцзун получил звание генерала - остальные отказались от предложенных должностей и были награждены изящными сутанами.

Кроме того в храм было передано специальное послание с благодарностями от Ли Шиминя. Так как в древнем Китае указ, изданный императором, назывался Чжао (Zhao - императорский указ), а изданный правителем назывался Цзяо (Jiao - официальный указ), то это послание было названо Цинь Ван Цзяо Лин (Qin Wang Jiao Ling - Указ, Изданный Правителем Цинем). Позже он был вырезан на каменной стеле, которая и сейчас стоит в храме. Также Шаолинь получил специальное разрешение, позволяющее храму готовить своих собственных боевых монахов. С тех пор боевые искусства храма стали быстро развиваться и заслужили всемирную славу : "Лучшее Кун-Фу под Небесами приходит из Шаолиня".

Фото. Стела во дворе Зала Махавира

Стела во дворе Зала Махавира

Своего расцвета храм достиг во времена династии Мин, а затем стал приходить в упадок при династии Цин. В свои лучшие годы в нем жили более чем 3000 монахов. Долгая история храма включает взлеты и падения, самое страшное из которых было в 1928 году, когда командующий Ши Юсань (Shi Yousan) вызвал пожар, бушевавший более чем 40 дней и уничтоживший много залов, включая почти что всю библиотеку храма. Были уничтожены уникальные письменные источники, например, такие, как трактат Чжан Саньфэнa, считавшегося источником Тайцзицюань.

Почему Ши Юсань сжег монастырь? Шаолинь оказался в центре вооруженного конфликта между местными военными лидерами : генералом Фань Чжунсюем (Fan Zhongxiu), который еще мальчиком изучал боевые искусства в Монастыре Шаолинь и генералом Ши Юсанем. Когда то, более тысячи лет назад, при правлении императора Удэ монахи монастыря сделали правильный выбор в пользу династии Тан, и это принесло Шаолиню процветание, но в 1928 году они допустили ошибку, укрыв Фань Чжунсюя и его Армию Строительства Государства за стенами храма. 25 марта Ши Юсань отдал приказ занять монастырь. Фань Чжунсюю удалось скрыться, а разъяренные солдаты Ши Юсаня подожгли обитель.

В то время в храме уже не было мастеров. Позднее, сыну мастера Цзи Циня У Шаньлиню будет предложено вернуться для возрождения самобытной культуры и традиционных знаний Шаолиня. В тот период он оставался в монастыре и обучал монахов в течение трёх лет. Таким образом, последние мастера Шаолиня получили свои знания от него.

Фото. Памятник на въезде в Шаолинь

Памятник на въезде в Шаолинь

Культурная Революция, начавшаяся в 1966 году, была направлена в том числе и на религию, включая монастыри. Хунвэйбины атаковали Шаолинь, а пятерых монахов, которые в то время обитали в Шаолине, заковали и заставили носить плакаты с описанием преступлений, выдвинутых против них. Их публично осудили и провели по улицам, в то время, как толпа бросала в них мусор. Затем их посадили в тюрьму. Сам монастырь остался заброшенным на долгие годы.

После Культурной Революции Шаолинь уже лежал в руинах почти полвека и возникли проблемы с возвращением монастырю его традиций (так, после Второй мировой войны на развалинах монастыря жило всего семь монахов, из которых лишь трое были знакомы с шаолиньскими боевыми искусствами). Поэтому власти Китая привлекли к возрождению монастыря многих народных мастеров ушу, хоть как-то знакомых с традицией Шаолиня. После выхода в 1982 году на экраны художественного фильма «Храм Шаолиня» по Китаю прокатилась волна популярности Шаолиня, и в монастырь пришло много новых молодых послушников, искренне тренировавшихся и изучавших буддизм.

Популярность Шаолиня в массовой культуре привела к тому, что монастырь сильно разросся, большие средства были вложены в благоустройство региона и индустрию туризма. В монастыре и вокруг него существует большое число коммерческих школ боевых искусств, рассчитанных на иностранных туристов.

Теперь вы можете перейти к виртуальной экскурсии по храму.

В начало

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Стоимость билетов:
полный билет - 100 юаней.
билет для школьников и пожилых людей старше 60 лет - 50 юаней.
билет для военных, инвалидов, пожилых людей старше 70 лет и детей ростом меньше 1,4 метра - бесплатно.
Время работы:
08:10 - 17:00
Фото. Водосливы Зала Священных Писаний

Водосливы Зала Священных Писаний

Электромобили:
стоимость проезда - 10 юаней (независимо от расстояния)
Маршрут идет от главных ворот до Леса Пагод параллельно реке, но на противоположном берегу от Храма Шаолинь. Также есть две промежуточные остановки : у самого храма и у Тренировочного Центра Ушу
Время работы:
08:00 - 18:00
Канатная дорога Songyang Cableway:
направление - Монастырь Второго Основателя
стоимость билета в обе стороны - 50 юаней
военные, школьники и дети ростом ниже 1,3 метра - 30 юаней
Канатная дорога Shaolin Cableway:
направление - Геопарк Горы Суншань
стоимость билета в обе стороны - 60 юаней (для детей 30 юаней)
стоимость билета в одну сторону - 50 юаней (для детей 25 юаней)
Время работы:
08:30 - 17:00
Обратите внимание:
сейчас за посещение геопарка денег не берут, но табличка с ценой в 80 юаней уже висит. Имейте это ввиду.

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Остановка автобусов - 34°31,010'N, 112°56,977'E
  2. Билетные кассы - 34°30,928'N, 112°56,822'E
  3. Дом Ушу при Храме Шаолинь - 34°30,727'N, 112°56,512'E
  4. Храм Шаолинь - 34°30,442'N, 112°56,136'E
  5. Лес Пагод - 34°30,268'N, 112°55,884'E
  6. Монастырь Первого Патриарха - 34°30,616'N, 112°55,616'E
  7. Монастырь Второго Патриарха - 34°29,471'N, 112°55,865'E
  8. Пещера Бодхидхармы - 34°30,706'N, 112°55,175'E
  9. Нижняя станция канатной дороги Songyang Cableway - 34°30,146'N, 112°55,879'E
  10. Верхняя станция канатной дороги Songyang Cableway - 34°29,512'N, 112°55,887'E
  11. Нижняя станция канатной дороги Shaolin Cableway - 34°30,101'N, 112°55,691'E
  12. Верхняя станция канатной дороги Shaolin Cableway - 34°28,606'N, 112°55,370'E
  13. Подвесной мост - 34°28,243'N, 112°55,610'E
  14. Дворец Саньхуан - 34°28,058'N, 112°55,567'E