Экскурсия по Храму Шаолинь

Фото. Ворота в туристическую зону Суншань - Шаолинь

МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ ПО ХРАМУ ШАОЛИНЬ

Как и большинство храмов в Китае Шаолинь расположен по оси юг - север. Виртуальная экскурсия по храму также пройдет с юга на север. Ниже следует описание достопримечательностей храма в порядке следования по маршруту.

Для ориентирования на местности при каждом описании идут мини-карты. Эти мини-карты интерактивные, то есть вы можете кликнуть мышкой по другим местам храма на карте и сразу перейти к их описанию. Мини-карты можно увеличить, кликнув по соответствующей пиктограмме, или перейти к печатному варианту карты Шаолиня.

Фото. Молодые бойцы на занятиях

Молодые бойцы на занятиях

Небольшое замечание по поводу названий. Я не знаю китайского языка, поэтому мой перевод на русский основывается на английском переводе. Но английский перевод китайских названий одних и тех же мест часто не совпадает в разных путеводителях. Я старался брать названия с табличек непосредственно у достопримечательностей. Кроме того в этой статье встречается много терминов и имен из Буддизма и Индуизма. Чтобы не запутаться, в рамочках будет идти краткое описание такого термина или дана ссылка на его описание на других страничках этого сайта, например о Гротах Лунмэня. Пояснения в основном взяты из Википедии.

Также имейте в виду, что Шаолинь - это не музей, а действующий храм и монастырь, и поэтому, к сожалению, в некоторые места, которые описываются ниже, попасть нельзя.

ПЕРЕД ГЛАВНЫМИ ВОРОТАМИ

Каменные ворота

Первое, что вас встретит перед входом в храм, будут двое каменных ворот (Stone Gateway). Те, что стоят на восточной стороне (справа), были построены в 1544 году при правлении императора Цзяцзина (嘉靖 - Jiajing) династии Мин. На их лицевой стороне можно увидеть четыре китайских иероглифа, означающие Зачинатель Буддизма и Основополагающая Истина (Цзу Юань Ди Бэнь - Zu Yuan Di Ben - Originator of Buddhism and Fundamental Truth), написанные Чжунсун Шаньцзы (Zhongsong Shanzi), а на задней - иероглифы , значение которых - Созданный Святыми (Ба То Кай Чуан - Ba Tuo Kai Chuang - Created by Saints).

Также на этих воротах есть две строфы :
- Пара колодцев отражает вечный лунный свет;
- Зеленый лес дюжины пиков теряется в небесах.

А на другой стороне :
- На земле и в небесах - число один для всех знаменитых гор;
- Пройдя учение за пределами слов, стал основателем всех буддистских школ.

Фото. Каменные ворота перед входом в храм

Каменные ворота перед входом в храм

На западных же воротах (слева), построенных в 1555 году, на одной стороне написаны иероглифы Сун Шао Чань Линь (Song Shao Chan Lin - Bethel of Zen), что можно перевести, как Святое Место Дзен, а на другой Да Чэн Шэн Ди - Святая Земля Махаяны, Великой Колесницы (Da Cheng Sheng Di - Holy Ground of Mahayana the Great Vehicle), а также небольшой стих :
- Он пришел из древней пещеры,
- Он показал свет Будды холодной зимой,
- Он медитировал лицом к Стене,
- Он - ветер, принесший звуки Шэн в ночной тишине.



Махаяна (дословно «Великая колесница»; кит. 大乘, да-чэн) — наряду с хинаяной одно из двух основных существующих направлений буддизма, отличающихся по философии и способам практики. Буддизм Махаяны возник в Индии и связан с одной из древних исторических школ буддизма — Махасангхикой. В течение своей истории буддизм Махаяны распространился из Индии в другие азиатские страны, такие как Китай, Япония, Вьетнам, Корея, Тибет, Непал, Бутан, Монголия, а также в отдельные регионы России.

Махаяна — Великая (Большая) колесница буддийского пути, проходя по которому, буддисты стремятся достичь Пробуждения во благо всех живых существ. В основе теории и практики Махаяны лежит развитие бодхичитты и внеличностной (запредельной) мудрости Праджняпарамиты. Махаяна — это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы (вследствие чего изредка можно встретить ещё одно её название — Бодхисаттваяна). Она включает Сутру и Тантру.

Численность приверженцев Махаяны на конец XX века — около 600 миллионов человек.

Каменные Львы

По обеим сторонам от входа в храм, Горными Воротами, на постаментах сидит пара мраморных львов, вырезанных во времена династии Цин. Слева расположена львица со львенком, а справа лев.

Древний Колодец

Недалеко от западных каменных ворот находится Древний Колодец Храма Шаолинь (Ancient Well of Shaolin Temple). Он был создан во времена династии Тан и использовался для снабжения водой монастыря, а также местных жителей. Считается, что и сейчас, по прошествии многих веков, он дает вкусную и чистую воду.

Фото. Древний колодец перед входом в храм

Древний колодец перед входом в храм

Флагштоки

Кроме каменных львов у главного входа в Храм Шаолинь можно увидеть два флагштока. В древние времена только самые влиятельные храмы и выдающиеся семьи имели право поставить у себя флагшток. В старые времена из-за неразвитой связи флагштоки у храмов использовались для подъема буддистских флагов, которые созывали вместе верующих на Сбор Дхармы.

Во времена правления императора Цзяцзина (嘉靖 - Jiajing) династии Мин пираты часто поднимали мятежи в береговых районах страны. Три раза по приказу императора 24-ый настоятель Храма Шаолинь, почтенный мастер Сяошань (Xiaoshan), вместе с небольшим отрядом монахов подавлял эти бунты. В благодарность за эту помощь император дал разрешение возвести флагшток у Храма Шаолинь, что являлось признанием храма в том числе и военным учреждением. Те два флагштока, которые сейчас стоят у храма - реплики, созданные на базе оригинальных.

Теперь пройдем собственно к храму.

ГОРНЫЕ ВОРОТА

Главный вход в Храм Шаолинь называется Передние Ворота (Front Gate) или Горные Ворота (Шаньмэнь - Shanmen - Mountain Gate). Второе название объясняется тем, что многие храмы расположены на удалении от населенных районов, обычно в горной местности. Сами ворота состоят из трех, что символизирует Освобождение.

Фото. Горные Ворота

Горные Ворота

На Горных Воротах установлена горизонтальная доска с надписью золотыми иероглифами 少林寺 (Храм Шаолинь - Шао Линь Сы - Shao Lin Si) на черном фоне, сделанной императором Канси (康熙 - Kangxi) династии Цин в 1704 году. В верхней части этой доски можно увидеть личную печать императора. В 1704 году Канси сделал две надписи для Храма Шаолинь. Одна, "Драгоценные деревья и красивые лотосы", находилась в Зале Махавира и была уничтожена во время войны в конце династии Цин, вторая, Шао Линь Сы, изначально висела на входе в Зал Небесных Королей, а затем была помещена на Горные Ворота, где ее можно увидеть и сейчас.

Горные Ворота носят еще одно неофициальное название : Приветствующий Будда. Это связано с тем, что внутри этих ворот находится статуя Будды Майтреи. Майтрея, рожденный в семье брахмана в древней Индии, был современником Шакьямуни. Он проповедует Буддизм на Небесах Тушита (одно из шести местопребываний богов) и в будущем должен перевоплотиться на земле с целью учить живых существ чистой дхарме после ухода Будды Шакьямуни. В китайском фольклоре Майтрея изображается, как монах всегда одетый в тканевую накидку и с широкой улыбкой на лице, от чего он получил прозвище Смеющийся Будда.



Майтрея (Maitreya, букв. "любящий, доброжелательный", также Меттея, Майтрейя, Майтри, Майдари) - "Владыка, наречённый Состраданием", грядущий Учитель человечества, Бодхисаттва и Будда нового мира - эпохи Сатья-юги. Майтрея - единственный бодхисаттва, которого почитают все школы буддизма, и единственный, которого почитает Тхеравада (старейшая сохранившаяся школа буддизма).

Фото. Статуя Будды Майтреи в Горных Воротах


Буддисты верят, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного просветления и будет учить чистой дхарме. Явление Майтреи совпадёт со становлением новой школы, превосходящей учение Будды Шакьямуни. Приход Майтреи характеризуется следующим природным явлением: океаны уменьшатся в размерах, чтобы Майтрея мог их без труда пересекать. Кроме того, людям откроется истинная дхарма, чтобы можно было создать новый мир. Среди явлений, должных предвещать появление последнего Будды, перечисляются также: прекращение смерти, войн, голода, болезней и вход в новое общество терпимости и любви.

Кроме статуи Будды Майтреи в Горных Воротах находится еще статуя Сканда или по китайски Вэйто (Weituo). В Китае он считается одним из восьми богов войны и Хранителем Порядка. Его ответственность - охранять храм.



Сканда (Skanda - букв. излитый), Карттикея, Муруган - предводитель войска богов, бог войны в индуизме. Изображается в виде юноши, часто с шестью головами и двенадцатью руками и ногами. Другие имена: Шаравана, Кумара, Махасена, Гуха, Субрахманья. Его атрибуты - лук, копьё и знамя с изображением петуха. Его вахана (ездовое животное) - павлин. Считается также, что Сканда покровительствует не только воинам, но и ворам.

Фото. Статуя Сканда в Горных Воротах


Происхождением имени обязан одному из мифов о своём рождении. Согласно этому мифу бог Агни возжелал соединиться с жёнами семи мудрецов, а Сваха, пылая страстью к Агни, поочерёдно принимала их образ (образ одной из них, особенно преданной своему мужу, она принять не смогла). Каждый раз после соединения, она брала семя Агни, оборачивалась птицей, взлетала на высокую гору и сливала его в золотой сосуд. Через некоторое время родился шестиголовый Сканда.

По другой легенде Сканда был сыном Шивы и Парвати, рождённым ради уничтожения демона Тараки, который по слову Брахмы не мог быть убит никем, кроме сына Шивы. При зачатии семя Шивы упало в огонь, но бог огня Агни не смог его удержать и бросил в небесную реку Гангу. После этого Ганга отнесла семя на гору Химават, где родившегося мальчика воспитали Криттики - олицетворение созвездия Плеяд. Отсюда его второе имя - Карттикея. Со временем Сканда возглавил небесное войско, убил Тараку и множество других демонов.

С Горными Воротами связана еще одна легенда, что будто бы они были оборудованы специальными устройствами, называемыми Аллея Деревянных Бойцов. Они представляли из себя 18 деревянных архатов, приводимых в движение хитрыми приспособлениями. Каждый боевой монах перед тем, как получить звание об окончании обучения, должен был пробиться через эту аллею, одержав победу над всеми деревянными бойцами. Любой, кто терпел неудачу, подвергался суровому испытанию трех летних изнурительных тренировок.

Теперь пройдем внутрь храма.

КОРИДОР СТЕЛ И ВОКРУГ НЕГО

От Горных Ворот начинается так называемый Коридор Стел (Stele Corridor) - дорожка, по бокам от которой стоит множество стел, поставленных заморскими последователями Шаолиня, что говорит о всемирной славе храма и его влиянии. По бокам от центральной дороги проходят две другие (уровнем ниже), они предназначались для тележек с грузом и лошадей.

Фото. Коридор Стел

Коридор Стел

Зал Чуй Пу

Слева от Коридора Стел расположен Зал Чуй Пу (Зал Демонстрации Боевых Искуств - Chuiputang - Boxing Display Hall), представляющий собой замкнутый двор, внутри которого стоит еще одно строение - Зал Патриарха Бодхидхармы (Hall of Patriarch Bodhidharma), построенный в 2005 году. Внутри этого зала находится статуя Бодхидхармы.

Справа и слева от входа во двор этого зала можно прочитать следующие строки "Содействовать обществу и поддерживать китайский дух" и "Уменьшать зло и поддерживать китайский стиль". Во дворе самого Зала Чуй Пу можно увидеть многочисленные скульптуры, показывающие различные движения и удары шаолиньского кун-фу. Также здесь кратко рассказывается о происхождении и развитии кун-фу и достижениях шаолиньских монахов в деле продвижения этого боевого искусства в массы.

Обратите внимание, что вход в этот зал по расписанию, которое вывешено на входе в него.

Шаолиньская Аптека

С южной стороны к Залу Чуй Пу примыкает Шаолиньская Аптека (Shaolin Pharmacy Bureau). Изначально она была построена в 1217 году, но была закрыта в конце династии Цин из-за частых войн. В 2004 году Храм Шаолинь решил возобновить институт Шаолиньской Медицины и образовал Shaolin Yaoju Co. Ltd., компанию по спасению и сохранению шаолиньской медицинской культуры, с главным упором на систематическое исследование медицинского наследия.

Фото. Шаолиньская Аптека

Шаолиньская Аптека

Зал Цы Юнь

На противоположной, правой стороне, Коридора Стел расположен Зал Цы Юнь (Зал Стел - Ciyuntang - Stele Hall), в которой рядами стоят древние каменные стелы с вырезанными на них лучшими работами знаменитых каллиграфов, например четырех известных каллиграфов династии Сун : Су Ши (Su Shi), Хуан Тинцзянь (Huang Tingjian), Ми Фу (Mi Fu) и Цай Сян (Cai Xiang), а также каллиграфов династий Юань и Мин.

Зал Цы Юнь был создан на этом месте в 1735 году. По бокам от входа во двор этого зала можно и сейчас прочитать стороки на каменных табличках, оставшихся с тех времен, : "Он принес Западный Буддизм в восточные края гор и долин". В 1984 году по периметру двора Зала Цы Юнь был построен коридор стел, для их лучшего сохранения. В самом зале недавно была установлена статую тысячерукого Будды Авалокитешвары.

Продолжим нашу экскурсию : пройдя по Коридору Стел, вы окажетесь у Зала Небесных Королей.

ЗАЛ НЕБЕСНЫХ КОРОЛЕЙ

В конце дорожки со стелами стоит щедро украшенный Зал Небесных Королей (Тяньвандянь - Tianwangdian - Heavenly Kings Hall), который охраняется двумя свирепыми буддистскими воинами и четырьмя Небесными Королями.

Зал Небесных Королей или Зал Девараджа (Devaraja Hall) изначально был Горными Воротами храма. Этот зал был построен во времена династии Юань, а затем несколько раз перестраивался при династиях Мин и Цин. В то время в нем находилась статуя Будды Майтреи, за которой стояла статуя Сканда, смотрящего в северном направлении. Когда Храм Шаолинь проходил реновацию в 1735 году при правлении императора Юнчжэня (雍正 - Yongzheng) династии Цин, были построены другие Горные Ворота перед этим залом. Как результат, этот зал был переименован в Зал Небесных Королей и сейчас в нем стоят статуи Конгорикиши спереди и Четырех Небесных Королей сзади, а статуи Майтреи и Сканда перенесли в новые Горные Ворота.



Небесные Короли (Heavenly Kings) - в буддизме обычно четыре бога-хранителя, каждый из которых оберегает одну из четырех сторон света. Четыре Небесных Короля являются защитниками мира и борцами со злом, каждый имеет в распоряжении легион сверхъестественных существ для защиты дхармы. Они охраняют четыре континента, и не пускают асуров в высшие миры богов. В китайских храмах статуи этих королей часто ставят симметрично по обоим сторонам одного из первых залов храма - отсюда и название такого зала.

Фото. Зал Небесных Королей


Небесный Король Востока Дхритараштра
Дхритараштра (Dhrtarastra) или по китайски Чи Го Тянь (Chi Guo Tian), что означает "тот, кто поддерживает государство" или "смотрящий за землями", изображается в белом цвете и является Королем Гандхарв (одних из полу-богов). Он часто изображается играющим на пипе, китайском 4-струнном щипковом музыкальном инструменте типа лютни. Считается, что своей музыкой он обращает разумных существ в Буддизм. Так как Дхритараштра страж Востока, то он обитает в Золотом Дворце на востоке Четырех Небес.

Небесный Король Юга Вирудхака
Вирудхака (Virudhaka), что по китайски звучит, как Цзэн Чжан Тянь (Zeng Zhang Tian) ("тот, кто увеличивает" или "Повелитель Роста"), изображается в синем цвете и является правителем Юга и Королем Кумбхандов (демонов, похожих на тыкву, которые забирают мужскую жизненную силу). Этот небесный король держит в руке меч и защищает дхарму и разумных существ. Вирудхака живет в Стеклянном Дворце на юге Четырех Небес и охраняет Юг.

Фото. Зал Небесных Королей


Небесный Король Запада Вирупакша
Вирупакша (Virupakkha) по китайски звучит, как Гуан Му Тянь (Guang Mu Tian), что означает "тот, кто видит все". Он король Запада, поэтому обитает в Серебряном Дворце на западе Четырех Небес. Как повелителя Нагов (змей и драконов), его часто изображают в красном цвете со змеей, обвившейся вокруг его левой руки и мечом или драгоценным камнем в правой.

Небесный Король Севера Вайшравана
Вайшравана (Vaisravana) или по китайски До Вэнь Тянь (Duo Wen Tian), что означает "тот, кто слышит все" также носит имя Бог Богатства (Кубера - Kubera - God of Wealth). Его изображают в зеленом цвете с гневным выражением лица. Он держит зонтик в своей левой руке и мангуста в правой, чтобы отпугнуть демонов и защитить людское благосостояние. Он охраняет Север и живет в Хрустальном Дворце на севере Четырех Небес.

Кроме Четырех Небесных Королей в зале находятся еще две статуи - это генералы Хэн и Ха, которые вместе носят имя Конгорикиши (Kongorikishi) или Нио (Nio). Это два, наполненные яростью и мускулистые охранники Будды с ваджрой в руках.

Продолжим наш путь, проследовав через Зал Небесных Королей.

БАРАБАННАЯ БАШНЯ И БАШНЯ КОЛОКОЛА

За Залом Небесных Королей стоят : справа - Башня Колокола (钟楼 - Чжунлоу - Zhonglou - Bell Tower), а слева - Барабанная Башня (鼓楼 - Гулоу - Gulou - Drum Tower).

Фото. Стела императора Тайцзуна перед Башней Колокола

Стела императора Тайцзуна перед Башней Колокола

Башня Колокола является самым высоким строением в храме (33,3 метра). Изначально она была построена в 1345 году при правлении императора Чжичжэня (至正 - Zhizheng) династии Юань. Но во время войны в 1928 году ее разрушили. В 1995 году башню восстановили в соответствии с оригинальной. Внутри подвешен колокол весом 6500 килограмм.

Башню Колокола использовали, чтобы отбивать время, подавать сигнал тревоги и собирать монахов вместе. Когда колокол на башне бьет один раз утром, монахи идут в Зал Повторения Сутр на молитву. Колокол бил утром, а барабан вечером, от сюда возникла поговорка : "Утренние Колокола и Вечерние Барабаны" (Morning Bells and Evening Drums), что символизировало рутинную жизнь монастыря.

Перед Башней Колокола стоит знаменитая "Стела Подписанная Тайцзуном, Императором Династии Тан", возведенная в 728 году. На стеле выбит указ императора Тайцзуна (太宗 - Taizong), в котором он благодарит 13 боевых монахов Храма Шаолинь за помощь в подавлении восстания мятежного генерала Ван Шичуна (Wang Shichong). Стела подписана 世民 (Ши Минь - Shi Min) самим императором.

Фото. Башня Колокола и стела императора Цяньлуна

Башня Колокола и стела императора Цяньлуна

Один поэт по имени Цзин Жипань (Jing Ripan) написал об этом :
- Вчера - монах, сегодня - воин
- Разбей мятежников во славу императора
- Твое имя и заслуги не будут забыты
- И сам император вознесет тебя до небес

В нижней части стелы можно прочитать записи об исторических событиях, произошедших с момента основания храма.

Недалеко от Башни Колокола стоит еще одна стела, поставленная в 1750 году для поэмы императора Цяньлуна (乾隆 - Qianlong) династии Цин. В верхней части стелы вырезаны два дракона, играющих с жемчужиной, а в нижней - два феникса, играющие с цветком пиона, в середине же находится поэма императора, написанная им, когда он жил в храме 30 сентября 1750 года.

Барабанную Башню начали строить в 1297 году при правлении императора Дадэ (大德 - Dade) династии Юань, а закончили в 1300 году. Изначально она была предназначена для хранения сутр и называлась Павильон Сутр, причем сутры хранились не в "бумажном виде", а на барабанах. В 1735 году при правлении императора Юнчжэна (雍正 Yongzheng) династии Цин этот павильон переименовали в Барабанную Башню. Также, как и многие постройки Храма Шаолинь, эта башня сгорела в 1928 году. Та что стоит сейчас, была построена в 1998 году по старым картинам и фотографиям.

ЗАЛ ШЕСТИ ПАТРИАРХОВ

Сразу за Барабанной Башней расположен Зал Шести Патриархов (Люцзу Дянь - Liuzu Dian - Six-Patriarch Hall), в котором находятся статуи Хуэйкэ (Huike), Гуаньиня (Guanyin) и Бодхидхармы.

Дзэн Буддизм (или по китайски Чань - 禪 Chan) - это буддистская секта, основанная Бодхидхармой и сочетающая в себе Буддизм Махаяны с китайской культурой. Слово Дзэн происходит от санскритского Дхьяна (Dyhana), что означает "медитация". Усилия учения концентрируются на проникновении в истинную природу ума, чтобы раскрыть истинную природу практикующего, что называют Практикой Дхармы. Есть различные течения Дзэн, но в Китае наибольшее распространение получил Чань Буддизм Шести Патриархов, который направлен непосредственно на разум индивидуума, а "не вписывается в жесткие рамки слов" и "передается за пределами священных писаний".

Фото. В Зале Шести Патриархов

В Зале Шести Патриархов

Принято считать, что свое распространение Дзэн получил в Китае в V веке н. э. Принёсшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо), часто называемый преемником 27 индийских патриархов буддизма, ставший впоследствии первым патриархом Чань в Китае. Бодхидхарма обосновался в Храме Шаолинь, считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма.

После Бодхидхармы в Китае было ещё пять общих патриархов, а затем учение раскололось на северную и южную школу. Вторая впоследствии получила своё развитие и трансформировалась в пять школ дзэн, из которых в настоящее время сохранилось только две: Цаодун и Линьцзи. В настоящее время, пережив ряд трудностей, направление чань является самым влиятельным направлением китайского буддизма и стремится распространиться по всему миру.



Первый Патриарх Бодхидхарма

Бодхидхарма (Bodhidharma, также его называют Дамо (Damo)) (?-536), индийский монах, который прибыл в Гуанчжоу в 527 году династии Лян, чтобы распространять Буддизм в Китае. Он пересек реку Янцзы и направился сначала в Лоян, а затем в Храм Шаолинь. В течении 9 лет он медитировал в маленькой пещере Горы Ужу (Wuru Peak). Здесь Бодхидхарма основал китайский Чань Буддизм, сочетающий в себе Буддизм Махаяны и китайскую культуру, поэтому он считается Первым Патриархом китайского Дзэн Буддизма.

Фото. Памятник Первому Патриарху


Второй Патриарх Хуэйкэ

Хуэйкэ (487-593) был монахом во времена Северной Вэй и Северной Ци и считается Вторым Патриархом Дзэн Буддизма. Он родился в Улао провинции Хэнань в 487 году. Тогда его мирское имя было Цзи. Хуэйкэ стал монахом еще в молодости, он был ученым в области буддистских сочинений и классических китайских текстов. Хуэйкэ встретил своего учителя, Бодхидхарму, в Храме Шаолинь в 528 году, когда ему уже было 40 лет.

Говорят, что чтобы доказать свою решимость, Хуэйкэ отсек свою левую руку и показал ее Бодхидхарме, как знак своей искренности. Бодхидхарма принял его, как своего ученика и изменил его мирское имя на Хуэйкэ. Терраса, на которой он залечивал свою руку и место, где он жил затем, восстанавливаясь, стали называться Терраса Отрезанной Руки (Arm-Cutting Terrace) и Храм Второго Патриарха (Second Patriarch Temple). Эти места существуют и поныне.

Третий Патриарх Сэнцань

Сэнцань (Sengcan (?-606), Третий Патриарх Дзэн Буддизма, был монахом во времена династии Суй. Он получил буддистскую Дхарму от Хуэйкэ. Из-за преследования Буддизма во времена Северной Династии Чжоу Сэнцань более 10 лет скитался на горе Сыкун (Sikong) на юго-западе Аньхуэй (Anhui). После этого он жил уединённой жизнью на горе Лофу (Luofu) в Гуандуне. Сэнцань получил почетный титул Цзяньчжи (Jianzhi) - Зеркало Мудрости от императора династии Тан Сюаньцзуна (玄宗 - Xuanzong).

Фото. Одна из мудр на основании Зала Махавира


Четвертый Патриарх Даосинь

Даосинь (Daoxin 580-651), Четвертый Патриарх Дзэн Буддизма, был монахом во времена династий Суй и Тан. Он родился в Хэнэй (современный Циньян в провинции Хэнань) и получил мирское имя Сыма (Sima). Даосинь стал монахом в 7 лет и его учителем был Сэнцань (Sengcan). В 617 году при правлении императора Дае (大業 - Daye) династии Суй он отправился в Цзичжоу (Jizhou) (современный Цзиань в провинции Цзяньси) распространять Буддизм и позже осел в Храме Восточной Горы (East Mountain Temple) на Двойном Пике (Шуанфэн - Shuangfeng - Twin Peaks) в Хуанмэе (Huangmei), у Цичжоу (Qizhou) (провинция Хубэй), где он учил Дзэн Буддизму около 30 лет. В 643 году император Тайцзун (太宗 - Taizong) династии Тан пригласил Даосиня в столицу, но тот отказался, ссылаясь на свой преклонный возраст. Император Дайцзун (代宗 - Daizong) династии Тан даровал ему посмертное имя Даи (Dayi), что означает Великий Цилитель.

Пятый Патриарх Хунжэнь

Хунжэнь (Hongren 602-674), Пятый Патриарх Дзэн Буддизма, был монахом во времена династии Тан. Он родился в Хуанмэй (Huangmei), Цичжоу (Qizhou) провинции Хубэй и получил семейное имя Чжоу (Zhou). Хунжэнь стал монахом в 7 лет и принял Дхарму от Даосиня. В конечном счете он осел на Восточной Горе у Хуанмэя. Его учения привлекали большое количество последователей и были собраны в Трактат об Основах Развития Ума (Treatise on the Essentials of Cultivating the Mind). Учения Даосиня и Хунжэня стали известны, как Учения Восточной Горы (East Mountain Teachings). Император Дайцзун даровал Хунжэню посмертное имя Дамань (Daman) - Великое Совершенство (Great Perfection).

Фото. В храме


Шестой Патриарх Хуэйнэн

Хуэйнэн (Huineng 638-713) был Дзэн монахом во времена династии Тан и считается важнейшей фигурой во всем учении. Он шестой и последний патриарх китайского Дзэн Буддизма и основатель Южной Секты Чань Буддизма (Southern Chan Sect of Buddhism). Хуэйнэн родился в семье Лу в 638 году в Синьчжоу (Xinzhou) (современный Синьсин (Xinxing) в провинции Гуандун). В свои ранние годы он изучал Дзэн Буддизм под руководством Хунжэня. Позже он распространял учение в Храме Шаолинь в Шаочжоу (Shaozhou) (современный Шаогуань (Shaoguan) в провинции Гуандун).

Его учениками были Хуайжан (Huairang), Синсы (Xingsi), Хуэйчжун (Huizhong), Сюаньцзюэ (Xuanjue), Шэньхуэй (Shenhui) и Фахай (Fahai). Последний собрал учения Хуэйнэна под названием Сутра Основ Шестого Патриарха (Sixth Patriarch Platform Sutra), которая стала классической в Дзэн Буддизме. Император Сяньцзун (憲宗 - Xianzong) династии Тан дал ему посмертное имя Почтенный Мастер Дацзянь (Venerable Master Dajian), что означает Великое Зеркало.

Продолжим нашу экскурсию и перейдем к Залу Махавира.

ЗАЛ МАХАВИРА

За Залом Небесных Королей по центру стоит главный зал Храма Шаолинь - Зал Махавира (Mahavira Hall - Зал Великого Будды - Hall of Great Buddha). По китайски этот зал называется Дасюнь Баодянь (大雄宝殿 - Daxiong Baodian). Также его называют Зал Буддистской Троицы (Hall of Buddha Trinity). Зал, который изначально стоял на этом месте, был разрушен, а настоящий построили в 1985 году по оригинальным моделям. Здесь проводятся главные буддистские действа Храма Шаолинь.

Фото. Зал Махавира

Зал Махавира

Этот зал интересен тем, что в нем представлены три Буддистские Троицы (хотя и не в полном составе). В центре расположена статуя Будды Шакьямуни, а рядом с ним бодхисаттвы : Манджушри и Самантабхадра. Слева находится статуя Амитабхи, Великого Будды Западного Рая, которого сопровождают два бодхисаттва : Авалокитешвара и Махастхамапрапта (в этом зале их нет).

И, наконец, справа расположена статуя Бхайшаджьягуру, Будды Медицины Восточного Блестящего Мира. Обычно его сопровождают два бодхисаттва (в этом зале их тоже нет), символизирующие солнце и луну : Сурьяпрабха (Suryaprabha) или Бодхисаттва Солнца, который освещает землю тысячей солнечных лучей и уничтожает ими темноту, основу грехов и страданий, и Чандрапрабха (Candraprabha) или Бодхисаттва Луны, который уничтожает темноту уже лунными лучами. Правда в этом зале он изображен только с одним из них. С медициной Бхайшаджьягуру стали связывать, потому что он фокусируется на исцелении своих последователей, причем как тела, так и души.



Бхайшаджьягуру (Bhaisajyaguru) - буквально «Гуру-целитель», «Наставник-лекарь» - глава восьми Будд Медицины. Иногда Будду Медицины называют Вайдурьяпрабхараджа (букв. «Владыка Лазуритового (Бериллового) Сияния»). Лазурит в разных культурах уже многие тысячи лет считается лечебным камнем. В символическом значении он является самой чистотой, то есть очищает от любых болезненных проявлений не только на физическом, но и на духовном уровне. Поэтому Будду Медицины называют ещё Буддой Исцеления.

Буддисты Тибета уверены, что если с верой прикоснуться к изображению Бхайшаджьягуру, то можно исцелиться от любой болезни. Практика Будды Медицины, как считают практикующие её буддисты, обладает невероятной силой. Даже просто повторение имени этого будды может защитить от многих болезней и неблагоприятных последующих перерождений. Если же ежедневно начитывать мантру Бхайшаджьягуру, то можно не только заранее оградить себя от множества заболеваний, но и очистить отрицательную карму и усмирит вредоносных духов, причиняющих страдания. Молитвы к Будде Медицины действенны и для благополучного решения мирских дел.

Кроме этих статуй в Зале Махавира есть статуя бога Кинара (Kinnara), стоящая с самого левого края. В соответствии с историческими записями Кинара был истопником в Храме Шаолинь. Есть легенда, что 26 марта 1351 года при династии Юань Красные Тюрбаны из Инджоу (Yingzhou) атаковали храм. Нападение было так внезапно, что монахи растерялись. В этот критический момент Кинара с кочергой в руке выскочил из Горных Ворот, и стал превращаться в гиганта. "Я - Король Кинара!", кричал он. Увидев это, Красные Тюрбаны испугались и бежали в беспорядке. Таким образом Храм Шаолинь был сохранен, а монахи храма поняли, что простой истопник был воплощением бодхисаттвы. Кинара с тех пор почитается, как Бог Защитник Шаолиня, а также Бог Силы, который благоволит шаолиньскому Кун-фу.

Также в Зале Махавира установлена стауя Первого Патриарха Бодхидхармы и статуи 18 архатов.

Фото. Статуи архатов в Зале Махавира

Статуи архатов в Зале Махавира

Как уже говорилось, Зал Махавира - главное место проведения буддистских ритуалов в Храме Шаолинь. Каждое утро все монахи собираются в этом зале на Утреннюю Молитву (с 3 до 6 часов утра). Они повторяют две серии мантр из Дхарани Великого Сострадания (дхарани - священные тексты как правило в стихотворной форме) :
- Шурангама Мантра (Shurangama Mantra), которая может предотвратить несчастья, и
- Мантра Сахасра-бхуджа Сахасра-нетра Авалокитешвары (Mantra of Sahasrabhujasahasranetra Avalokite'svara, что означает Тысяча рук, тысяча глаз - одно из проявлений Авалокитешвары) и Десять Коротких Мантр (Ten Short Mantras). После каждой серии поются безмятежные песнопения.

Вечером, после обеда, монахи повторяют Сутру Амитабхи (Amitabha Sutra), Великое Раскаяние (Great Repentance) и исполняют Ритуал Подношения Еды на Горе Мэн (Mount Meng Food Offering Rite). Размышление (или отражение) - важная часть вечерних ритуалов. Оно включает оценку своих собственных способностей с последующим изменением или модификацией своих практик на основе учения. Размышление - мощный инструмент в получении позитивных изменений. Еще один ритуал, проводимый в Зале Махавира - Ксама (Ksama) - это буддистский ритуал признания своих грехов.

Также как и перед Залом Небесных Королей, перед Залом Махавира стоит множество стел, среди которых есть очень старые. Но пожалуй самая интересная из них это стела поставленная в честь художественного фильма "Храм Шаолинь", снятого в 1982 году. Считается, что именно благодаря этой ленте в Китае и за границей проснулся массовый интерес к восточным боевым искусствам и самому Храму Шаолинь, что немало поспособствовало его возрождению.

23 сентября 2003 года в присутствии более 500 специально приглашенных гостей прошла торжественная церемония открытия этой стелы. В отличии от других стел в храме на ней вместо записей вырезаны ноты музыки к этому фильму, от чего она получила название "музыкальная стела". Среди гостей на открытии этой стелы был и композитор песен "Shaolin, Shaolin" и "Shepherd" Ван Липин (Wang Liping).

ВОКРУГ ЗАЛА МАХАВИРА

За Залом Махавира, по бокам от дорожки стоят четыре небольших зала.

Зал Повторения Сутр

Слева от Зала Махавира стоит Зал Повторения Сутр (禅堂 - Чаньтан - Changtang - Sutra Chanting Chamber), который был восстановлен из части склада. Здесь, каждое утро после завтрака, монахи Храма Шаолинь повторяют тексты Махаяны, например такие, как Бриллиантовая Сутра (Diamond Sutra).

Фото. У Зала Махавира

У Зала Махавира

Зал Приемов

Продолжением Зала Повторения Сутр является Зал Приемов (Yunshui Chamber - Reception Hall). Это место, где Храм Шаолинь принимает гостей. Под крышей этого зала можно увидеть горизонтальную доску с двумя китайскими иероглифами, символизирующие его название. В центре зала стоит бронзовая статуя Дхармы высотой 1 метр. Она была подарена основателем Японского Альянса Борьбы Храма Шаолинь (Japanese Shaolin Temple Boxing Alliance), Дошинь Co (Doshin So) в 1980 году. Эта статуя раньше стояла в Резиденции Настоятеля Храма, а сюда была перенесена в 1998 году.

На противоположной стороне от Зала Повторения Сутр стоит Вегетарианский Зал.

Вегетарианский Зал

Вегетарианский Зал (Vegetarian Hall) или Обеденный Зал (Dinnig Hall) изначально назывался Ароматной Кухней (Fragrant Kitchen). В соответствии с историческими записями Ароматная Кухня была построена в период правления императора Дэцзуна (德宗 - Dezong) династии Тан и несколько раз перестраивалась в последующие династии. Ее разрушили в 1928 году во время войны, а сегодняшний зал был построен в 1995 году на месте старой кухни. Сейчас Вегетарианский Зал - это место трапезы монахов храма.

Фото. Во дворе Зала Махавира

Во дворе Зала Махавира

Зал Чань

Во дворе перед Залом Священных Писаний раньше стояло пять Залов Повторения Сутр (Залов Чань), но все они были сожжены в 1928 году. В соответствии Записями о Храме Шаолинь (Shaolin Temple Records), Восточный Зал Чань стоял на севере от кухни, а западный - на севере от склада. Кухня и склад были по бокам от Зала Махавира. Таким образом, Залы Чань стояли позади от Зала Махавира, окружая Зал Священных Писаний. Сегодняшние восточный и западный Залы Чань были восстановлены в 1981 году на прежних местах. Эти строения выполнены в традиционном стиле шириной в пять цзяней (jian, это пространство между двумя колоннами) и глубиной в три цзяня. Сейчас восточный Зал Чань так и называется, а западный переделан в Зал Приемов.

За Залом Махавира по центральной оси храма следует Зал Священных Писаний

ЗАЛ СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЙ

Зал Священных Писаний (Цзанцзин Гэ - Zang Jing Ge - Scripture Hall), который также называют Залом Проповедей (Фатан - Fatang - Sermon Hall), - это место, где последователи Буддизма храма хранят классические буддистские произведения и проповедуют Буддизм.

Фото. Лежащий Будда в Зале Священных Писаний

Лежащий Будда в Зале Священных Писаний

В свое время здесь хранились Камень Тени Бодхихармы (Bodhidharma Shadow Stone), музыкальные инструменты и более 5000 томов буддистских рукописей. К сожалению, все это погибло в 1928 году в огне пожара, устроенным Ши Юсанем (Shi Yousan). В период 1992- 1993 годов зал был восстановлен на прежнем месте по данным имеющихся в храме материалов. Сейчас в нем хранится большая коллекция буддистских произведений.



Трипитака (Tripitaka, кит. 三藏, Сань Цзан) - свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском Соборе. «Трипитака» в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела: Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали: Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали: Абхидхамма-питака). Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах.

Первый раздел, Винайя-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи - буддийской монашеской общины. В него входят более 500 правил поведения монахов и монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом.

Фото. Зал Священных Писаний


В Сутра-питаке собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде или, иногда, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются джатаки, повествующие о жизни Будды.

Третий раздел, Абхидхарма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхармы.

Долгое время Трипитака передавалась устно, в соответствии с индийской традицией заучивания священных текстов наизусть. Около 80 г до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке. В 1982 году началось составление «Китайской Большой Трипитаки» (Чжунхуа дацзанцзин, 中华大藏经). В 1997 году было издано 106 томов данного издания. Всего запланировано 220 томов, включающих в себя более 4200 текстов, собранных из ранних изданий Трипитаки на тибетском, китайском, маньчжурском и монгольском языках.

Фото. Конек на крыше Зала Священных Писаний

Конек на крыше Зала Священных Писаний

Главной достопримечательностью этого зала является Нефритовая Статуя Лежащего Будды (White Jade Lying Buddha). Ее длина 7 метров, а вес 16,7 тонн и она изображает Будду Шакьямуни, лежащего в нирване. Статуя была подарена одним верующим из Мьянмы в 1997 году. Также здесь находятся несколько записей, вырезанных на дереве в 1664 году при правлении императора Канси (康熙 - Kangxi) династии Цин.

Перед Залом Священных Писаний стоит огромный железный чан, который был изготовлен в 1575 году при императоре Ваньли (Wanli 萬曆) династии Мин. Диаметр чана 1,65 метра, а вес 750 килограмм. В этом чане в свое время готовили овощи для храма. С другой же стороны можно увидеть большую каменную мельницу диаметром 1,17 метра.

РЕЗИДЕНЦИЯ НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА

За Залом Священных Писаний стоят Цветочные Ворота (Watch Flowers Gate), за которыми расположена Резиденция Настоятеля Храма (Фанчжан Ши - Fangzhang Shi - Abbot's Room). Это место, где настоятель монастыря живет и решает повседневные дела. Она была построена в начале династии Мин и несколько раз перестраивалась в последующем. Постройка, стоящая в храме сейчас, - наследие династии Цин.

В 1750 году император Цяньлун династии Цин посещал Храм Шаолинь и останавливался в этом зале, от чего он получил еще одно название : Дворец Дракона (Dragon Palace). В центре этого зала находится каменная резьба "Будда, Проповедующий Учение", выполненная на камне кровавике. Она была подарена храму одним верующим на 1500-летие храма в 1995 году. На северной стене этого зала находится Дхарма-Родословная Храма Шаолинь (Dharma lineage of Shaolin Temple).

Фото. Резиденция Настоятеля Храма

Резиденция Настоятеля Храма

Также здесь находится каменное панно, называемое "Переход через реку Янцзы по ростку тростника", изображающее знаменитую легенду. На нем Бодхидхарма изображен, как старый индийский монах с поднятым носом, отважным бородатым лицом под кудрявыми волосами. Его голые ступни стоят на побеге тростника, глаза смотрят прямо, не моргая, а его тога развивается против ветра.

Некоторые утверждают, что эта легенда - преувеличенная версия "пересечение реки на плоту из тростника", эпизода из Книги Стихов - древней китайской литературной антологии. Строчки от-туда звучат так : "Кто сказал, что эта река широка, чтобы пересечь ее - достаточно и плота из тростника".

Буддистская легенда "Переход через реку Янцзы по ростку тростника"

В 520 году Бодхидхарма путешествовал по Китаю, продвигая Буддизм среди правителей Северной и Южной династий. Его первой остановкой был город Цзянькан (Jiankang), где он был радушно принят императором Сяоянем (蕭衍 - Xiaoyan) династии Лян. Во время одной из бесед император спросил :

Фото. Цветочные Ворота

Цветочные Ворота

- "С того дня, как я поднялся на трон, строятся храмы, пишутся манускрипты, народ обращается в новую веру. Скажи же, сколько добродетели я получу взамен?" Бодхидхарма ответил :
- "Нисколько."
- "Почему ?"
- "Крошечная, как все эти дела, она происходит от мирского и как тень следует за телом, хотя на самом деле ее не существует."
- "Тогда, что же такое настоящая добродетель?"
- "Истинная добродетель - это простейшая и полнейшая мудрость. У нее нет формы и ее нельзя потрогать рукой."

Тогда император задал другой вопрос :

- "В чем главная идея небесного правления?"
- "На краю небес - только пустота. Нет небесного правления."
- "С кем же я говорю?"
- "Я не знаю."

Так как император не мог понять его слова и стал проявлять признаки беспокойства, Бодхидхарма решил покинуть этот город и направиться на север, в Лоян, столицу Северной Династии Вэй.

Фото. Старое дерево у Резиденции Настоятеля Храма

Старое дерево у Резиденции Настоятеля Храма

Этот разговор император передал своему буддистскому учителю, мастеру Чжи Гуну (Zhi Gong). Пораженный и шокированный, учитель объяснил : "То, что он сделал, это попытка просветить тебя, так как он - это олицетворение Бодхисаттвы, который пришел сюда проповедовать и привести нас к прозрению." Полный раскаяния, император послал отряд всадников остановить монаха. Бодхидхарма приближался к реке Янцзы, когда увидел приближающийся отряд. Тогда он сломал побег камыша, бросил его в воду и пересек реку, стоя на плывущем камыше. От сюда и появилась эта знаменитая легенда.

Бодхидхарма прибыл в Лоян и был доволен здешним развитием Буддизма, которое он назвал "истинным и верным", а также "произведением искусства самого Будды". В конце концов он предпочел остановиться вдали от этого суетного города и выбрал Храм Шаолинь, где продолжил свое совершенствование.

Приют Настоятеля и Официальный Зал

Слева от Резиденции Настоятеля Храма стоит Приют Настоятеля (Abbot's Retreat). Это место проживания бывших настоятелей храма. А справа стоит Официальный Зал.

Еще далее от Резиденции Настоятеля Храма стоят Восточное и Западное Общежития (Eastern and Western Dorms) - места, где монахи живут и отмечают буддистские события.

ПАВИЛЬОН СТОЯ В СНЕГУ

От Резиденции Настоятеля Храма начинается подъем, на котором находится Павильон Стоя в Снегу (Лисюэ Тин - Lixue Ting - Standing in Snow Pavilion). Этот павильон изначально назывался Зал Первого Патриарха (First Patriarch Hall) или Павильон Бодхидхармы (Bodhidharma Pavilion). Его длина - 11,37 метра, ширина - 7,39 метра, а общая высота - 8,829 метра и это единственное строение в храме, имеющее один главный конек и четыре диагональных на крыше. К юго-востоку от этого павильона стоит железный колокол, отлитый в 1589 году при правлении императора Ваньли (萬曆 - Wanli) династии Мин. В 1983 году здесь прошла реновация и стелы у его внешней стены были перенесены в Коридор Стел.

Фото. Павильон Стоя в Снегу

Павильон Стоя в Снегу

Сейчас в этом павильоне находится бронзовая статуя Бодхидхармы, отлитая во времена династии Мин. Над этой статуей подвешена горизонтальная доска с иероглифами 雪印心珠 (Сюэ Инь Синь Чжу - Xue Yin Xin Zhu), написанными императором Цяньлуном после его посещения храма 30 сентября 1750 года. На каждой стороне главных дверей павильона подвешены дощечки, которые вместе образуют строки : "Преодолевая горы, мудрый мастер оставил свой дом, но принес веру. Стоя в снегу, добровольный ученик потерял руку, но получил истину." Эти стихи говорят об еще одной легенде : о "Потерянной Руке и Приобретенной Истине".

Легенда о Потерянной Руке и Приобретенной Истине

Бодхидхарма прибыл в Китай как основатель китайского Дзэн Буддизма и передал истину этого учения своему ученику Хуэйкэ (Hui Ke), который сейчас известен, как Второй Патриарх. Но стать учеником Бодхидхармы было не простым делом.

Хуэйкэ был из Улао (Hulao - сейчас это Синян (Xingyang) в провинции Хэнань). Он встретил Бодхидхарму в Храме Шаолинь и решил стать его учеником. Но мастер не замечал его усилий и игнорировал, созерцая стену и медитируя. Хуэйкэ не отступал и продолжал ждать возможности послужить мастеру. После одной снежной ночи Бодхидхарма вышел из комнаты для медитаций и спросил Хуэйкэ, который ожидал за дверью по колено в снегу : "Ты долго ждал в снегу, так чего же ты хочешь?" Хуэйкэ ответил со слезами на глазах : "Вашу благожелательность и милосердное принятие в ученики."

Фото. Внутри Павильона Стоя в Снегу

Внутри Павильона Стоя в Снегу

"Быть Буддой, это единственный и высший путь для совершенствования. Неужели ты веришь, что все твои мелочные усилия смогут привести тебя к Великой Колеснице? Все это не больше, чем мирские ловушки, и ты никогда не будешь моим учеником, разве что вдруг не выпадет красный снег."

Хуэйкэ подумал : "Говорят, что некоторые древние буддистские святые жертвовали своей кровью, чтобы найти истину и уберечься от зла, другие кормили своей плотью голодных тигров, и все они были воодушевлены мыслью о добродетели своей жизни. Если это правда, то так тому и быть." И он выхватил свою буддистскую саблю и отсек себе левую руку. Кровь хлынула из раны на снег - теперь он стал красным. Тронутый его храбростью и решительностью, Бодхидхарма убедился, что сможет сделать из Хуэйкэ великого приемника, который в последствии стал Вторым Патриархом китайского Дзен Буддизма. И в качестве признания мастер передал своему новому ученику касаю и чашу для подаяний.

Терраса, на которой Хуэйкэ залечивал свою руку и место, где он жил затем, восстанавливаясь, стали называться Терраса Отрезанной Руки (Arm-Cutting Terrace) и Храм Второго Патриарха (Second Patriarch Temple). Эти места существуют и поныне.

ВОКРУГ ПАВИЛЬОНА СТОЯ В СНЕГУ

Во дворе вокруг Павильона Стоя в Снегу расположены четыре зала.

Зал Самантабхадра

На юго-востоке от него стоит Зал Самантабхадра (Пусянь Дянь - Puxian Dian - Samantabhadra Hall).

Фото. Мифическая тварь у Павильона Стоя в Снегу

Мифическая тварь у Павильона Стоя в Снегу

В этом зале стоит статуя Самантабхадра для поклонения. Кроме того у северной стены зала можно увидеть изысканную нефритовую статую Будды Амитабхи, созданную во времена династии Мин. Эта скульптура долгое время стояла в Зале Тысячи Будд, пока не была перенесена в Зал Манджушри в 1986 году, а затем в этот зал в 1996 году.



Самантабхадра (Samantabhadra, букв. "Всеобще уважаемый") - бодхисаттва в Махаяна Буддизме, ассоциируется с буддистскими практиками и медитацией. Вместе с Буддой Шакьямуни и бодхисаттвой Манджушри он образует Троицу Шакьямуни в Буддизме. Он покровитель Сутры Лотоса и, в соответствии с Аватамсака-Сутрой, дал десять великих обетов, которые стали основополагающими принципами бодхисаттвы. Самантабхадра ассоциируется с действием, в то время как бодхисаттва Манджушри - с мудростью.

В Китае Самантабхадра известен как Пусянь (Puxian) и иногда изображается с женскими чертами, одетым в такое же платье и обликом, похожим на некоторые женские описания Куань Инь (Kuan Yin). Часто его представляют, едущим на слоне с шестью парами бивней и с балдахином из лепестков лотоса. В таком обличье Самантабхадра почитается как бодхисаттва-покровитель монастырей, ассоциируемых с Горой Эмэй на западе Китая. Есть поверье, что белый слон, на котором едет Самантабхадра, был тем же слоном, который приснился царице Майи, матери Будды Шакьямуни, в ночь его зачатия.

Зал Манджушри

На противоположной стороне от Зала Самантабхадра расположен Зал Манджушри (Вэньшу Дянь - Wenshu Dian - Manjusri Hall). Этот зал был разрушен в 1928 году, а затем восстановлен в 1983 году. На входе в зал под скатами крыши подвешена железная планка, которая используется в храме для приготовления еды и молитв. Внутри зала находится статуя бодхисаттвы Манджушри. сидящего на зеленом льве. Рядом стоят статуи двух учеников.

Фото. Перед Павильоном Стоя в Снегу

Перед Павильоном Стоя в Снегу

Самое интересное в этом зале - Камень Тени Бодхидхармы (Stone of Bodhidharma's Shadow). В соответствии с легендой, Бодхидхарма медитировал в течении 9 лет лицом к стене в пещере, после того, как обосновался в Храме Шаолинь. Это был такой большой срок, что его тень прорисовалась на камне и можно было ясно различить очертания его одежды. Люди назвали его Камень Тени Бодхидхармы, а сам он был помещен в Зал Манджушри. Сейчас он стоит под стеклом у северной стены зала. В нижней части этого камня вырезано буддистское изречение Дун Цичана (Dong Qichang).



Манджушри (Manjusri, "великолепная слава"), также Манджугхоша (Manjughosa, "прелестный голос"), Манджунатха (Manjunatha, "прекрасный заступник"), Вагишвара (Vagisvara, "господь речи") и т. д. - в буддизме Махаяны и ваджраяны бодхисаттва, "хранитель Рая на Востоке", легендарный сподвижник Будды Шакьямуни. Манджушри - проводник и учитель будд прошлого, духовный отец бодхисаттв. Его эпитет - Кумарабхута (Kumarabhuta, "бывший принц"). Манджушри считается воплощением праджняпарамиты, то есть высшей мудрости.

Культ Манджушри был особенно популярным в Тибете и в Китае, где его образ встречается во многих легендах. В китайской традиции Манджушри зовётся Вэньшу (кит. 文殊), в тибетской — Чжам-(д)пел. В Тибете земным воплощением Манджушри считался основатель школы Гелуг Чже Цонкапа (1357—1419). Центром поклонения Манджушри в Китае считается гора Утайшань. Воплощением Манджушри считал себя Нурхаци (1559—1626), основатель чжурчжэньской династии Поздняя Цзинь, которая была впоследствии переименована в Цин. С этим фактом связана одна из версий смены этнонима: чжурчжэни стали называть себя манчжурами.

Зал Кшитигарбха

Зал Кшитигарбха (Дицзан Дянь - Dizang Dian - Ksitigarbha Hall) расположен к западу от Зала Тысячи Будд. Изначально он был построен в начале династии Цин. Кшитигарбха (Бодхисаттва Существ из Ада - Bodhisattva of Hell Beings) - один из четырех главных бодхисаттв в Буддизме Махаяны (другие три : Самантабхадра, Манджушри и Авалокитешвара). По записям в сутрах он дал обет нести ответственность за обучение всех разумных существ в Шести Мирах на протяжении периода между смертью Будды Шакьямуни и подъемом Будды Майтреи.

Фото. Крыши храма

Крыши храма

В этом зале раньше стояли скульптуры Десяти Королей Ада (Ten Kings of the Hell), но они были разрушены во времена Культурной Революции. С течением времени росписи на стенах зала осыпались, а крыша провалилась. В 1979 году зал был восстановлен.

В последние годы стены зала были украшены нефритовой резьбой. Так на передней стене появилась фреска, созданная на основе текстов Сутры Амитабхи (Amitabha Sutra). Ее длина 25 метров, а высота 2,5 метра. На ней изображена умиротворяющая сцена, где ученики слушают Дхарму Амитабхи. Амитабха изображен в середине, Авалокитешвара слева, а Махастхамапрапта справа. Фрески на южной и северной стенах в длину 6 метров и в высоту - 2,5 метра каждая. Они созданы в соответствии с Сутрой Великой Клятвы Бодхисаттвы Кшитигарбха (Sutra of the Great Vows of Ksitigarbha Bodhisattva) и на обоих изображен бодхисаттва Кшитигарбха во время учения : сам он в центре, а его помощники Минь Гун (Min Gong) - слева и Дао Мин (Dao Ming) - справа.

Зал Авалокитешвара

Зал Авалокитешвара (Байи Дянь - Baiyi Dian - Avalokitesvara Hall) был построен во времена династии Цин. Внутри этого зала находится бронзовая статуя бодхисаттвы Авалокитешвары, окруженного своими помощниками : Богом Удачи и дочерью Нагараджи, Короля Драконов. Он изображен сидящим в сдержанной и дружеской позе со скрещенными ногами, со слегка прикрытыми глазами и сложенными руками. Такую статую можно увидеть только в Храме Шаолинь. До того, как она сюда попала, эта статую стояла в одном из залов Южного Сада (South Garden), покрытая грязью.

Фото. В Зале Махавира

В Зале Махавира



Авалокитешвара (Avalokitesvara, "Владыка взирающий") - бодхисаттва, воплощение бесконечного сострадания всех Будд. Атрибут - веер из хвоста павлина. Другие его санскритские эпитеты - Падмапани ("держащий лотос") и женская ипостась - Манипадма ("держащая драгоценность и лотос"). В восточноазиатском буддизме бодхисаттва Авалокитешвара ассоциируется с женскими проявлениями под именами Гуань Инь в Китае и Каннон в Японии, которые являются одними из самых почитаемых представителей буддийского пантеона. Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары и регулярно проводит инициации Авалокитешвары.

Легенда гласит, что Авалокитешвара некогда дал монашеский обет спасти всех живых существ от пут сансары, но когда он понял, насколько трудна эта задача, голова его не выдержала и разорвалась на 11 частей. Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрапани, видя это, восстановили тело Авалокитешвары, придав ему новую форму с 1000 руками и 11 головами. В таком виде Великий Сострадающий стал очень мощным.

Все фрески в этом зале были сделаны в конце династии Цин народными художниками. На северной стене изображена сцена, где Линь Цин (Lin Qing), министр династии Цин, наблюдает за выступлением монахов во время его инспекции храма. На южной стене изображены знаменитые монахи и бойцы кун-фу Чжаньцзюй (Zhanju) и Чжаньло (Zhanluo), которые обучают шаолиньских монахов сражаться оружием. Причем их можно разделить на 15 групп, каждая из которых занимается со своим видом оружия, например : сабля, меч, копье, алебарда, посох, кнут и т.д. На восточной стене расположены другие две фрески : в северной части - история 13 шаолиньских монахов, спасших Ли Шиминя (Li Shimin); в южной части - история шаолиньского монаха Кинара, защищающего храм.

ЗАЛ ТЫСЯЧИ БУДД

За Павильоном Стоя в Снегу следует Зал Тысячи Будд (Цяньфо Дянь - Qianfo Dian - Thousand Bodhisattva Hall). Он также носит название Зал Западных Мудрецов (西方圣人殿 - Сифан Шэнжэнь Дянь - Xifang Shengren Dian - Western Sage Hall) и Зал Пилу (Pilu Hall). Это самая дальняя и большая постройка в Храме Шаолинь. Зал был построен в 1588 году при правлении императора Ваньли (萬曆 - Wanli) династии Мин и затем перестраивался во времена династий Мин и Цин. Особенно большие работы прошли в 1775 году при правлении императора Цяньлуна (乾隆 - Qianlong) династии Цин.

Фото. Зал Тысячи Будд

Зал Тысячи Будд

Над входом в зал весит вертикальная деревянная доска с четырьмя иероглифами на ней : Западные Мудрецы - от сюда и второе название зала. Внутри зала находится деревянная выгородка, сделанная в 1750 году. Внутри нее стоит бронзовая статуя Пилу (или Будды Вайрочаны), сидящего на цветке лотоса. Статуя была отлита во времена династии Мин. Над этой выгородкой весит деревянная табличка с иероглифами Фа Инь Гао Ти (Fa Yin Gao Ti), написанными императором Цяньлуном в 1750 году.



Вайрочана (Vairocana, в Гротах Лунмэня его называют Лосана) - в буддизме ваджраяны Будда, выражающий дхармакаю (Три тела Будды). Вайрочана считается универсальным аспектом исторического Будды Шакьямуни. Будда Вайрочана — один из пяти Будд Мудрости в буддизме ваджраяны, происходящих от первоначального Ади-будды, эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам (пяти составляющим, необходимых для создания личности). Вайрочана занимает позицию в центре.

Вайрочана также связан с китайской философской школой Хуаянь. Эта школа детально разработала концепцию пустоты и взаимозависимого происхождения. Так как Вайрочана считается предшествующим существованию всех существ, он ассоциируется также с пустотой.

Фото. Фреска Пятьсот Архатов Молятся Пилу

Фреска Пятьсот Архатов Молятся Пилу

Но пожалуй самое интересное в этом зале - огромная фреска Пятьсот Архатов Молятся Пилу (Five Hundred Arhats Worshipping Pilu). Фреска протянулась через восточную, северную и западную стены зала на длине 42 метра и высоту 7 метров. Она была создана при строительстве зала во времена династии Мин. На картине изображено 500 архатов, 495 из которых сейчас распознаны. Эта фреска - ценнейший исторический памятник буддистского искусства древнего Китая.

Рассматривая архатов в Зале Тысячи Будд, не забудте посмотреть вниз на пол зала. Вы увидите множество углублений в каменной облицовки пола - это следы от ударов во время тренировок монахов.

ПЛАТФОРМА ПОСВЯЩЕНИЯ

Храм Шаолинь является местом происхождения китайского Дзэн Буддизма (Чань), а также Буддизма Виная (Vinaya Buddhism), и хорошо известен своими священными принципами, поддерживаемыми на протяжении веков. Когда-то, во времена династии Тан, в храме стояла Платформа Посвящения (Ordination Platform) и была традиция сообщать заповеди. Но по различным причинам, начиная с конца династии Цин, Платформа Посвящения была разрушена.

Фото. Статуя Пилу в Зале Тысячи Будд

Статуя Пилу в Зале Тысячи Будд

Для возобновления буддистских традиций храм восстановил эту платформу. Строительство длилось с октября 2005 по август 2006 года. Данная платформа создана в старинном стиле и представляет собой трех этажный зал высотой 26 метров и общей площадью 1500 квадратных метров, что сделало ее самой большой деревянной Платформой Посвящения во всем Китае.

Интересно отметить, что в 2007 году китайское правительство частично сняло 300-летний запрет на Цзэба (Jieba). Цзэба - это древняя церемония нанесения девяти меток (фактически посвящение в монахи), которые выжигались на голове монаха благовонными палочками. Сейчас участвовать в этом обряде разрешается только тем, кто готов морально и физически.

На этом экскурсия по Храму Шаолинь закончена, но ее можно продолжить, посетив другие места вокруг храма.

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Остановка автобусов - 34°31,010'N, 112°56,977'E
  2. Билетные кассы - 34°30,928'N, 112°56,822'E
  3. Дом Ушу при Храме Шаолинь - 34°30,727'N, 112°56,512'E
  4. Храм Шаолинь - 34°30,442'N, 112°56,136'E
  5. Лес Пагод - 34°30,268'N, 112°55,884'E
  6. Монастырь Первого Патриарха - 34°30,616'N, 112°55,616'E
  7. Монастырь Второго Патриарха - 34°29,471'N, 112°55,865'E
  8. Пещера Бодхидхармы - 34°30,706'N, 112°55,175'E
  9. Нижняя станция канатной дороги Songyang Cableway - 34°30,146'N, 112°55,879'E
  10. Верхняя станция канатной дороги Songyang Cableway - 34°29,512'N, 112°55,887'E
  11. Нижняя станция канатной дороги Shaolin Cableway - 34°30,101'N, 112°55,691'E
  12. Верхняя станция канатной дороги Shaolin Cableway - 34°28,606'N, 112°55,370'E
  13. Подвесной мост - 34°28,243'N, 112°55,610'E
  14. Дворец Саньхуан - 34°28,058'N, 112°55,567'E