Лоянский Музей Гробниц 洛阳古墓博物馆

Фото. Зал Тайсю

ГОРА МАНШАНЬ

К северу от города Лояна расположена возвышенность, которая называется Гора Маншань (邙山 - Mangshan). Здесь, на площади 756 квадратных километров, находится крупнейший в Китае конгломерат древних могил. Благодаря своему положению (гора смотрит на реку), а также составу почвы, Маншань стала идеальным местом для погребения. В соответствии с историческими источниками здесь было найдено около 6000 эпитафий, а плотность могил в некоторых местах доходит до 60 квадратных метров на усыпальницу. Как говорил один поэт династии Тан, Ван Цзян (Wang Jian) : "На севере горы Маншань негде отдохнуть человеку - везде могилы жителей Лояна. Здесь так много могил, что будь у вас хоть гора золота, вы не сможете купить и места".

ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРОВ

Вокруг горы Маншань кроме могил есть и мавзолеи императоров. Если сравнивать их с военными кораблями, то император - флагман. Курганы их гробниц несколько метров в высоту и около сотни метров в периметре. Хотя они и испытывают постоянные природные воздействия, они все равно стоят на протяжении веков, не теряя величия.

Фото. Женщина смотрит из-за дверей могилы

Женщина смотрит из-за дверей могилы

Всего под Лояном было найдено 24 императорских мавзолея шести династий : Восточная Чжоу, Восточная Хань, Цаовэй, Западная Цзинь, Северная Вэй и Удай. В дополнение к ним вокруг горы Маншань находится множество могил близких родственников императоров и некоторых высокопоставленных чиновников, общим числом 972, от чего это место часто называют Восточными Пирамидами. Остановимся по подробнее на некоторых династиях.

Династия Восточная Чжоу

Лоян был одной из столиц династии Восточная Чжоу (770 год до н.э. - 249 год до н.э.), а восемь императоров этой династии были похоронены у горы Маншань. В одном из исторических источников была найдена запись о том, что могилы династии Чжоу расположены в районе Дицюань (Diquan) города Чэнчжоу (сегодняшний Лоян). Сейчас на месте этого района у подножия горы Маншань находится деревня Сяньцзинь (Xianjin).

В 1928 году участок поля к востоку от этой деревни просел после сильных дождей. Один предприимчивый американец по имени Уолнер (Walner) организовал людей на раскопки, в результате чего было найдено 8 мавзолеев в форме иероглифа 甲. Большинство предметов, найденных в гробницах, было вывезено за границу. Так как эти могилы были очень старыми, выяснить кто в них был похоронен не представлялось возможным. Но на основании современных исследований стало возможным предполажить, что здесь были похоронены императоры Цзинван (敬王 Jingwang) и Вэйлеван (威烈王 Weiliewang).

Династия Восточная Хань

В 25 году Лоян стал столицей династии Восточная Хань (25 - 220 года). Этой династией правили 14 императоров, 10 из которых были похоронены в Лояне, а из этих десяти пятеро в мавзолеях у горы Маншань : мавзолей Юаньлин (原陵 Yuanling) императора Гуануди (光武帝 Guangwudi), мавзолей Гунлин (恭陵 Gongling) императора Аньди (安帝 Andi), мавзолей Динлин (定陵 Dingling) императора Шуньди (順帝 Shundi), мавзолей Хуайлин (怀陵 Huailing) императора Чунди (沖帝 Chongdi) и мавзолей Вэньлин (文陵 Wenling) императора Линди (灵帝 Lingdi).

Фото. Могила династии Хань

Могила династии Хань

Самый известный из них - мавзолей Юаньлин основателя династии Восточная Хань Гуануди. Гробница расположена на берегу Желтой Реки к северу от горы Маншань (сейчас это деревня Тесе (Tiexie) в уезде Мэнцзинь (Mengjin). Этот мавзолей уникален по многим аспектам. Так, в отличие от других императоров, которые строили гробницы "лицом на реку с горами за спиной", он расположил свою гробницу с точностью наоборот : "река, как подушка в голове, а ноги ступают на гору". Пожалуй это единственный случай в Китае. Также на могиле растут около 1500 кипарисов времен династий Суй и Тан, что является редчайшим случаем.

Сейчас мавзолей Юаньлин находится под государственной защитой и открыт для посещения (вход 20 юаней). Расположен он точно к северу от Храма Белой Лошади на расстоянии 13 километров.

Династия Цаовэй

Династия Цаовэй (220 - 265 года) длилась всего 46 лет с пятью императорами во главе, три из которых были похоронены в Лояне : Вэньди (文帝 Wendi), Минди (明帝 Mingdi) и Гаогуйсян-гун (高貴鄉公 Gaoguixiang Gong). Император Вэньди завещал похоронить себя "экономно", поэтому его гробница - это выкопанная в горе дыра-шахта, а так как умер он на горе Шоуян (Shouyang) в Лояне, то его могилу стали называть Мавзолей Шоуян. Мавзолей императора Минди получил название Цаожуй.

Фото. Гробница династии Цао Вэй

Гробница династии Цао Вэй

Интересна история Гаогуйсян-гуна. Формально он не был императором, но управлял династией. В 260 году он разругался с маршалом Сыма Чжао (司马昭 Sima Zhao) и лично повел против него карательную экспедицию, но в итоге был зарезан одним из офицеров маршала - Чэн Цзи (Cheng Ji). Тем не менее Сыма Чжао посмертно присвоил Гаогуйсян-гуну титул принца и его похоронили со всеми положенными ему по званию почестями.

Династия Западная Цзинь

Династия Западная Цзинь (265 - 317) длилась 52 года и насчитывала 4 императора. Основателем династии был император Уди (武帝 Wudi). Личное имя этого императора - Сыма Янь (司馬炎 Sima Yan) и он был сыном того самого Сыма Чжао, о котором писалось абзацем выше. Император Уди и император Хуэйди (惠帝 Huidi) умерли в Лояне и были похоронены в горе Шоуян. Но кроме их гробниц здесь находится еще три императорские могилы (это при том, что во всей династии императоров было 4).

Фото. Зал династий Вэй и Цзинь

Зал династий Вэй и Цзинь

Объясняется все очень просто : в 265 году, после восхождения на трон, Уди объявил своих близких родственников (деда Сыма И (司马懿 Sima Yi), дядю Сыма Ши (司马师 Sima Shi) и папу Сыма Чжао) соответственно императорами Сюань Хуанди (宣皇帝 Xuan Huangdi), Цзинди (景帝 Jingdi) и Вэньди (文帝 Wendi). Вот почему район могил династии Западная Цзинь под Лояном имеет пять императорских гробниц : Гаоюань (Gaoyuan), Цзинпин (Jinping), Цунян (Congyang), Цзюньян (Junyang) и Тайян (Taiyang).

Династия Северная Вэй

Династия Северная Вэй (386 - 534) длилась 148 лет и правилась 15 императорами. Утверждается, что 4 императора этой династии были похоронены у горы Маншань : Сяовэньди (孝文帝 Xiaowendi), Сюаньуди (宣武帝 Xuanwudi), Сяоминди (孝明帝 Xiaomingdi) и Сяочжуанди (孝莊帝 Xiaozhuangdi), чьи мавзолеи, соответственно назывались : Чан (Chang), Цзин (Jing), Дин (Ding) и Цзин (Jing).

Император Сяовэньди этой династии стал известен тем, что перенес столицу династии из Датуна в Лоян, где началось строительство знаменитых Гротов Лунмэня. Это стало частью политики китайской ассимиляции, проводимой правителями этой династии. Так, один из его указов гласил : Любой, кто переехал в Лоян, никогда не вернется на север, он должен здесь умереть и похоронен. С тех пор людей с севера, которые переехали на юг, стали называть лоянцами.

Фото. Священный путь к Залу Фресок

Священный путь к Залу Фресок

После смерти император Сяовэньди был похоронен в мавзолее Чан к югу от деревни Гуаньтунь (Guantun) уезда Мэнцзинь (Mengjin). Курган этого мавзолея в высоту 35 метров и в диаметре 90 метров. Местные называют его Большая Могила. Рядом с ним находится еще один курган - это гробница его жены - императрицы Вэньчжао (Wenzhao). Эти два кургана до сих пор стоят в 2,5 километрах к северо-востоку от Лоянского аэропорта.

Еще одна гробница династии Северная Вэй Цзин императора Сюаньуди стала частью Музея Гробниц и о ней рассказывается ниже.

ЛОЯНСКИЙ МУЗЕЙ ГРОБНИЦ

Гробницы, расположенные вокруг горы Маншань (邙山 - Mangshan), стали известны по всему миру, поэтому в 1984 году было принято решение о создании музея. В апреле 1987 года Лоянский Музей Гробниц был открыт для публики. Еще одно название музея, которое встречается в интернете - Лоянский Музей Древних Искусств (Luoyang Ancient Art Museum). Он расположен в 10 километрах к северу от центра города рядом с аэропортом.

Фото. Могильные эпитафии

Могильные эпитафии

Площадь музея составляет 8200 квадратных метров и его можно поделить на три части : надземная часть, подземная и Гробница Цзинлин, которая расположена слева (к западу) от основного комплекса.

ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЮ

Надземная часть музея выполнена в классическом архитектурном стиле династии Хань и включает в себя : белые мраморные дворцовые ворота (Shimenjue - Stone Gate), Смотровую Башню (Wangqinglou - Viewing Tower) и Сторожевую Башню (Sijiaolou - All Side Watch Tower).

Первый зал, который вас встретит в музее, будет Зал Тайсюй (太虚殿 - Taixudian). Перед ним с левой стороны стоит Мэньцюэ (Menque), стела, украшенная каменной резьбой, подобные которой ставили перед дворцами и мавзолеями. Вход в зал охраняют сказочные твари Тяньлу (Tianlu). В этом зале находится карта, показывающая расположение могил династии Хань, а также книжный магазин и сувенирная лавка.

Фото. Зал Фресок - картина после реставрации

Зал Фресок - картина после реставрации

Позади зала Тайсюй стоит зал Сюаньтан (玄堂 - Xuantang), название которого можно перевести, как "мистический зал". Сюаньтан является входом в подземную секцию музея. Структура подземной части музея организованна в виде китайского иероглифа 回. Сюда были полностью перенесены и восстановлены 28 гробниц, начиная с династии Чжоу и закачивая династией Сун. Из этого зала вниз ведут две лестницы (одна вправо, другая влево). Неважно, какой вы пойдете, вы спуститесь по одной, обойдете подземную часть музея по кругу (вернее по квадрату) и вернетесь обратно, поднявшись по другой.

Подземная часть музея делится на четыре части (зала). Над землей их можно увидеть, но на самом деле, это только надстройки, обеспечивающие вентиляцию и солнечный свет для нижних этажей. Вот эти залы : Зал династий Западная и Восточная Хань, Зал династий Вэй и Цзинь, Зал династий Тан и Сун, Зал Могильных Фресок. Пройдемся по ним, рассказывая о самых интересных экспонатах.

Зал династий Западная и Восточная Хань

Первое, что вы увидите в этом зале, будет коллекция саркофагов и постаментов для них. Постаменты для гробов, представляющие из себя что-то вроде столов, появились во времена династии Хань. По материалам, из которых они были сделаны, их можно классифицировать на : земляные, кирпичные, каменные, а также смешанные : земля с камнем и земля с кирпичом. Среди них самые распространенные были земляные и кирпичные.

Фото. Гробница династии Хань

Гробница династии Хань

Форма платформ обычно диктовалась формой погребальной камеры, но в основном это был прямоугольник. Хотя встречались и полукруглые, шестиугольные и п-образные. Наиболее интересные платформы появились во времена династии Северная Вэй - это были сложные сборные конструкции с ножками, столешницами, буртиками и многим другим. Все это украшалось прекрасной каменной резьбой.

Гробы, как предмет для погребения мертвых, появились еще во времена неолита. Их изготовляли из самых разных материалов, начиная с керамики и заканчивая золотом, но самым распространенным материалом было дерево, ввиду его доступности. А вот самой распространенной формой гробов в старые времена был кувшин. Что касается размеров саркофагов, то как правило они были больше , чем тело усопшего, хотя встречались и маленькие гробы для специальных нужд (как на фотографии ниже).

В старые времена оформление гробов имело большое значение, так как по нему можно было судить о статусе и положении владельца при жизни в иерархии феодального общества. Смысловую нагрузку несла и форма саркофага, например форма в виде кувшина выражала идею души, а форма в виде лодки выражала идею единства членов одного клана. Самые дорогие гробы были каменные. Обычно они состоят из шести частей : передняя и задняя стенка, правая и левая боковина, дно и крышка.

Фото. Гробы династии Хань

Гробы династии Хань

Пространство внутри гроба условно делилось на три части, отображавшие три мира, в которых обитала душа : небо, землю и подземный мир. Так, крышка гроба с изображением звезд, символизировала небо, правая и левая стенки, украшенные картинами повседневной жизни, - землю, а дно гроба - подземный мир.

Еще одним элементом гробниц были надгробные камни с эпитафиями. Их также можно увидеть в этом зале. На этих плитах записывались социальное положение владельца могилы, а также истории из его жизни. Согласно археологическим исследованиям эпитафии появились во времена династии Восточная Хань. Но при династиях Вэй и Цзинь правительство запретило устанавливать эпитафии перед гробницами, тогда их стали хоронить в могилах, чтобы нельзя было найти. Но в конце этих династий использование надгробных камней было опять разрешено. Изначально форма эпитафий была прямоугольной, но начиная с династий Суй и Тан верхняя часть камней стала приподниматься и такая форма стала общепринятой.

Как говорилось выше, одним из материалов для изготовления гробниц, был кирпич, но не простой, а полый - его можно увидеть в одной из гробниц этого зала. Такого рода кирпичи начали делать во времена Периода Воюющих Царств, но только с начала династии Западная Хань знатные люди стали использовать их вместо дерева для строительства могил.

Фото. Могила династии Хань, внизу - полый кирпич

Могила династии Хань, внизу - полый кирпич

При изготовлении кирпичей на них наносился либо узор, либо рельефные фигуры. Такие изображения условно можно поделить на три типа . Первый, это декоративные изображения без какого либо сюжета, например воины, драконы или тигры на дверных кирпичах (где были дверные кольца). Второй, это картинки, посвященные повседневной жизни. И, наконец, третий тип картинок - это картины мистических историй и легенд.

Кроме коллекции гробов в этом зале представлены 10 могил династии Хань. Их перенесли сюда из различных районов Лояна. Мы же переходим к следующему залу.

Зал династий Вэй и Цзинь

Как следует из названия зала, здесь представлены гробницы времен династий Вэй и Цзинь. Например гробница, когда-то расположенная у деревни Ванвань (Wangwan). Она состоит из боковой и главной камеры, в которой находился деревянный гроб и несколько похоронных предметов : сережки, кольца, браслет и бронзовое зеркало, что определенно указывает на то, что могила была женской. Архитектура этой гробницы показательна для династии Цзинь.

Во времена династии Цао Вэй и Западная Цзинь, когда происходили постоянные войны и восстания, правители вынуждены были изменить погребальные традиции династии Хань. Так были запрещены высокие могильные курганы, большие погребальные камеры и многочисленные похоронные предметы (вплоть до династии Северная Вэй).

Фото. Гробница династии Цзинь

Гробница династии Цзинь

Другая интересная гробница в этом зале принадлежит Юань Чжао (Yuan Zhao), герцогу династии Северная Вэй. Его гробницу нашли на горе Маншань к северо-востоку от Лояна. К сожалению, к моменту находки ее уже ограбили и многие реликвии исчезли, но к счастью могильная эпитафия и множество цветных керамических фигурок (всего 115) остались нетронутыми : чиновник, воин, всадник, бестии, охраняющие могилу, слуга, служанка и повозка, приводимая быком - все это прекрасно сохранилось и представлено в этом зале. Сам Юань Чжао был внуком императора Сяо Вэня (Xiao Wen). За свои достижения Юань Чжао заслужил титул Герцога Чан Шань Цзюня (Chang Shan Jun). Но прожил он недолго : в возрасте 23-х лет его убили в битве при Хэине (Heyin) в 528 году.

Следующий зал на нашем пути посвящен династиям Тан и Сун.

Зал династий Тан и Сун

Похоронная система династии Тан

Похоронная система династии Тан является продолжением традиций династии Северная Вэй - в то время большие гробницы для знати и высших чиновников имели коридоры-спуски с нишами по бокам и вентиляционными отверстиями, вделанными в потолок. Что касается размеров, то они определялись статусом владельца могилы.

Фото. Гробница династии Северная Сун

Гробница династии Северная Сун

На протяжении всей династии Тан было популярным расписывать стены в больших гробницах фресками на самые разные темы : звездное небо, лошади, почетный караул, музыка и танцы, повседневная жизнь. Например, на фресках в могиле коронованного принца Идэ (Yide) были изображены городские стены, сторожевые башни, дворцовые ворота, а на боковых стенах коридора - 24 алебарды разных видов.

Еще одна традиция пришла от династии Суй - использовать в качестве похоронных предметов глиняные фигурки 12 символических животных с телами людей. Но во времена самой династии Тан их заменили дорогие керамические трехцветные скульптуры. Эти фигуры делились на две категории : почетную стражу и слуг. Большие трехцветные скульптуры верблюдов и лошадей появились при правлении императрицы У Цзэтянь (武則天 - Wu Zetian). Также стали появляться новый тип стражи гробниц : различные твари и бестии с головами людей и животных, с рогами, крыльями и змеями в руках. Но под влиянием Буддизма эти фигуры дверных стражей постепенно преобразовались в Небесных Королей.

После переворота Аньши (Anshi) политическая и экономическая ситуация в стране серьезно ухудшилась, что сильно сказалось на похоронной системе. Строение гробниц упростилось, длинный коридор-спуск был заменен обычным коротким туннелем или шахтой, вентиляция и боковые ниши практически исчезли, резко уменьшилось количество фресок. Погребальные фигурки стали грубыми, а их количество постоянно уменьшалось и только изображения 12 мифических животных оставались популярными. Также стали появляться простые вертикальные могилы, в которые вместе с усопшим закладывались простые глиняные предметы.

Фото. Гробница династии Северная Сун

Гробница династии Северная Сун

Как говорилось выше, одним из погребальных предметов была трехцветная керамика Тансаньцай (唐三彩 - Tang San Cai). Ее получали путем отжига в печи при температуре 900 градусов. В качестве основы использовался белый гаолинь (gaolin), в качестве глазури - свинцовое стекло, а для красок - различные минеральные окиси. История этой керамики начинается 6000 лет назад, когда люди начали красить примитивные предметы обихода, но по мере развития это вылилось в уникальное искусство Тансаньцай.

Лоян считается домом трехцветной керамики династии Тан не только потому, что здесь она была найдена в первый раз, но и потому что здесь ее было найдено больше всего. Особенно стоит отметить изображения животных и людей. Хотя в большинстве случаев это были погребальные принадлежности, они могли много рассказать о жизни общества во времена династии Тан. Сейчас трехцветный верблюд или лошадь является одним из обязательных сувениров из Лояна.

В этом зале представлены несколько могил времен династии Тан. Например, могила Аньпу (Anpu) и его жены, которая раньше располагалась у подножия холма Лунмэнь. Могила имеет проход, дверь и одну камеру. В ней было найдено много ценных предметов погребения (всего 129), среди которых в основном трехцветная керамика, а также изделия из бронзы и агата и даже золотая монета Восточной Римской Империи.

Фото. Гробница Аньпу и его жены, династия Тан

Гробница Аньпу и его жены, династия Тан

Отец Аньпу родился в Аньго (Anguo, сейчас Узбекистан) и был одним из лидеров Восточного Туцзюэ (Tujue) еще при династии Суй (в соответствии в эпитафией на могиле). Сам Аньпу прославился в ратных делах против врагов империи. Он умер в 664 году в Чанане (сегодняшний Сиань), но только спустя 40 лет он был похоронен вместе со своей женой у холма Лунмэня сыном.

Похоронная система династии Сун

Основной особенностью гробниц династии Сун стало использование кирпичей, имитирующих структуру дерева. В начале династии Северная Сун такого рода могилы были довольно простые, но к середине династии мастерство зодчих выросло, сформировались традиции. Например, переход контура камеры от пола к потолку с квадратного или круглого в многоугольный.

Обычно гробницы династии Сун имели только одну камеру и только очень большие - две (переднюю и заднюю). Украшением могил служили фрески или резьба на кирпичах, сюжеты которых отображали повседневную жизнь владельца могилы, а также истории о сыновей почтительности. Задняя стенка могил этой династии всегда строилась из кирпичей с изображением "Женщины, закрывающей дверь". Как правило, в гробницах династии Сун было очень мало похоронных принадлежностей, наверно из-за того, что все это было уже изображено на фресках и кирпичах.

Фото. Гробница Сун Сылана династии Северная Сун

Гробница Сун Сылана династии Северная Сун

Мавзолеи императоров династии Северная Сун в основном находились в уезде Гунсянь (Gongxian). Их расположение выбиралось в строгом соответствии с геомантией места. Они были разные по форме, но все имели могильный земляной курган, окруженный квадратной стеной, имевшей по одному входу Шэнмэнь (Shenmen) с каждой стороны, перед которыми стояли каменные львы. Перед курганом строился зал для поклонения. Далее к югу от зала строились две земляные башни, называемые Жутай (Rutai) и Цюэтай (Quetai). От этих башен до зала шел Священный Путь, по обеим сторонам от которого стояли каменные фигуры в следующем порядке : мифическое животное сечжи, каменная лошадь с конюхом, каменный тигр, баран, иностранный посол, чиновник и военный. За мавзолеем императора строился мавзолей императрицы.

Мавзолеи династии Южная Сун были намного проще : ни каменной стены вокруг кургана, ни земляных башен.

В зале династий Тан и Сун представлены шесть могил династии Северная Сун. Они были перенесены со своих оригинальных мест и снова восстановлены здесь, включая фрески на стенах и кирпичи с узорами. Вот некоторые из них.

Могила Сун Сылана (Song Silang) раньше располагалась у деревни Лицунь (Licun) под Лояном и смотрела на восток. Она построена из маленьких кирпичей, имеет восьмиугольную форму в плане, по углам кирпичные колонны. Эта могила интересна своими фресками на стенах. На одной хозяин с женой вместе выпивают, на другой - приготовление еды на кухне, на третьей - сцена оплаты ренты, четвертая и пятая - имитация окон, на шестой изображены танцы, а на последней - цветы. Сун Сылан умер в 1126 году.

Фото. Гробница Сун Сылана династии Северная Сун

Гробница Сун Сылана династии Северная Сун

На стенах коридора в камеру этой гробницы вырезаны две картины. Одна из них, изображает знаменитую историю "Мэн Цзун (Meng Zong) плачет над бамбуком". Эта история рассказывает о бедном юноше, рано потерявшем отца и жившим с больной матерью. Однажды зимой ей стало особенно плохо и она попросила сына приготовить ей суп из бамбука. Но найти бамбук зимой среди снега и льда было невозможно и с горя Мэн Цзун заплакал. Небеса и Земля были так тронуты его сыновей любовью, что снег вокруг него растаял, трава и листва снова стали зелеными, и ростки бамбука появились из-под земли. Он приготовил похлебку для матери и ей стало намного лучше.

Еще одна могила династии Северная Сун этого зала раньше находилась на территории Лоянского Завода Изоляционных Материалов. Она интересна шестью фресками на ее стенах, которые отображают тему сыновей почтительности :
- Цао Э (Cao E) плачет по своему отцу,
- Дунюн (Dongyong) продает себя, чтобы похоронить отца,
- Динлань (Dinglan) рисует портрет своих родителей, чтобы почтить их память,
- Лу Игу (Lu Yigu) ясно понимает, как правильно поступать и каким принципам следовать,
- Ван Сян (Wang Xiang) ложится на лед, чтобы поймать рыбу и последняя, уже знакомая нам история о Мэн Цзуне.

Эти истории о самых почтительных детях начали появляться еще во времена Воюющих Царств и приобрели большую популярность при династиях Западная и Восточная Хань. Картинки с этими сюжетами можно найти и в гробницах других династий. Число таких историй варьируется от династии к династии и только во времена династии Сун их стало строго 24.

Фото. Лунси

Лунси

Вообще Сыновняя Почтительность сяо (孝) - одно из центральных понятий в конфуцианской этике и философии, важный компонент традиционной восточно-азиатской ментальности. В базовом значении относилось к уважению родителей; в более широком смысле распространялось на всех предков. Поскольку в конфуцианстве государю отводилось место "народного родителя", то добродетель сяо затрагивала подавляющую часть социально-политической сферы. Нарушение норм сяо считалось тягчайшим преступлением.

Обратите внимание, как много изображений пионов используется в украшении могил. Что доказывает, что люди в Лояне любят пионы с давних пор.

Прежде чем пройти к следующему залу обратите внимание на комнату, где находятся Лунси (Longxi) - табличка у этой комнаты сделана на зеленом фоне, а не на красном, как у могил. Лунси - это бронзовый тазик с ручками, который использовали императоры и их жены для загадывания желаний. На дне этой большой чаши выгравированы дракон и феникс, а сама она заполнена водой. Если вы потрете ручки этой чаши, то она будет издавать своеобразный звук (петь), а вода в ней "вскипит" (наверно из-за резонанса акустических волн). Заплатив 5 юаней, вы сможете сами попробовать - тереть надо очень быстро. По словам смотрительницы музея таким образом жены императоров очищали кожу рук и лица (что-то вроде ультразвукового пилинга).

Мы же переходим к последнему залу подземной части музея - Залу Могильных Фресок.

Зал Могильных Фресок

В этом зале представлены могилы с самыми интересными фресками разных династий.

Одна из самых знаменитых гробниц в этом зале - Гробница Пу Цяньцю (Pu Qianqiu). Она предположительно была построена во время правлениями императоров Чжаоди (昭帝 Zhaodi) и Сюаньди (宣帝 Xuandi) : 86 год до н.э. - 49 год до н.э. династии Западная Хань. Это одна из самых ранних могил с фресками, найденная в Китае. Рисунки в этой могиле на потолке и стенах, а одна из них, "Фан Сян (Fang Xiang) изгоняет демонов", нарисована на задней стене. У этого героя морда медведя с большими ушами, он одет в пурпурно-красное. Ниже нарисованы зеленый дракон и белый тигр.

Фото. Рисунки гробницы Цзоу Фу династии Цзинь

Рисунки гробницы Цзоу Фу династии Цзинь

Еще одна картина - "Достигая Волшебной страны" (длиной 4,51 метра и шириной 32 сантиметра) изображена на потолке. На стенках погребальной камеры можно увидеть другие рисунки : птица на фоне солнца, жаба на фоне луны, Фуси (Fuxi) - создание с человеческой головой и телом змеи, жена Пу Цяньцю скачет на фениксе о трех головах, а хозяин могилы скачет на змее с луком. На двери могилы изображен Ван Цзыцяо (Wang Ziqiao), коронованный принц периода Весны и Осени, который по легендам стал бессмертным. Гробница Пу Цяньцю является настоящим сокровищем древнего китайского искусства.

Вообще во времена династии Западная Хань люди верили, что после смерти человека остается дух, который должен достичь небес (волшебной земли). Поэтому во времена Хань очень много фресок с этим сюжетом. Тогда говорили, что изгнание дьяволов и восхождение к небесам влияло друг на друга. Первое было смыслом, а второе целью. Сказочный Фан Сян был лидером в изгнании дьяволов. Обычно он представал в образе медведя.

Другая могила в этом зале принадлежит одной паре. Предположительно гробница построена между правлениями императоров Юаньди (元帝 Yuandi) и Чэнди (成帝 Chengdi) : 48 год до н.э. - 8 год до н.э. Центральная тема ее рисунков - изгнание дьявола. На задней стенке задней камеры находится трапецевидная фреска, на которой изображены 9 человек на фоне гор. Они празднуют изгнание демонов : в середине изображен Фан Сян в маске медведя, другие люди пьют и жарят мясо, а третьи стоят на чеку с оружием в руках.

Фото. Зал Фресок - состояние фресок до реставрации

Зал Фресок - состояние фресок до реставрации

На одной из боковых стен нарисованы два человека, летящие на драконах в небесах, что символизирует желание владельца могилы подняться к небесам. На противоположной стене : "Изгнание дьявола". На этой картине Фан Сян ведет людей, чтобы прогнать демонов. Люди, одетые как животные, кричат и бегут за нечистью. Среди них можно заметить птиц, дракона, белого тигра, леопарда, жабу, белого оленя, лошадь и других, что символизировало удачу и хорошие пожелания.

В этой гробницы есть еще две картины : "Кунцзы учится у Сяньто" и старая история о "Двух персиках, убивших трех генералов". В последней истории, которая пришла из Летописей Яньцзы (Annals of Yanzi) времен Воюющих Царств, рассказывается об истории премьер-министра Янь Ина (Yan Ying). В кратком изложении она звучит так :

Правитель Цзин (Jing) государства Ци (Qi) имел на своей службе трех генералов : Гунсунь Цзэ (Gongsun Jie), Тянь Кайцзяна (Tian Kaijiang) и Гу Ецзы (Gu Yezi). Все три генерала были одаренными и успешными воинами, но их заносчивость и неуважение по отношению к другим министрам вызывала неприязнь и убедила премьер-министра Янь Ина в необходимости их убрать, о чем он и сообщил правителю : "сейчас они проявляют неуважение к министрам, потом ко мне, а затем и к вам". Правитель согласился с премьер-министром, но не знал, как это сделать, не вызвав волнений.

Фото. Рисунки гробницы Цзоу Фу династии Цзинь

Рисунки гробницы Цзоу Фу династии Цзинь

Тогда Янь Ин придумал хитрый план с двумя персиками. По двору пустили слухи, что они станут наградой для трех генералов, но только двое из них с самыми большими достижениями и талантами получат их. Гунсунь Цзэ и Тянь Кайцзяна не мешкая огласили свои успехи и получили по одному персику, но Гу Ецзы сердито возразил им и перечислил свои заслуги. Они согласились, что его достижения превосходят, и персики они получили незаслуженно, вернули их и со стыда покончили жизнь самоубийством. В свою очередь Гу Ецзы, раскаиваясь в том, что его хвастовство и гордыня стали причиной гибели коллег, также убил себя. Так премьер Янь Ин убрал три главных угрозы стабильности двора Ци. В Китае эта история стала нарицательной, обозначая использование уловок и хитрости для нейтрализации оппонентов.

Но это еще не все, что можно увидеть на фресках этой гробницы. На крыше передней камеры изображено ночное небо (длиной 2,76 метра и шириной 0,55 метра), что является самой ранней картой звездного неба, найденной в Китае. А на передней части дверей могилы нарисована картина : "Небесный тигр ест дьяволицу". На ней изображена обнаженная женщина с закрытыми глазами, подвешенная за волосы на дереве, а напротив нее - пасть крылатого тигра. Также здесь изображена голова козла, что считается в Китае символом удачи.

Стоит отметить еще одну гробницу в этом зале. Она была найдена у деревни Чжуцунь (Zhucun) и принадлежит династии Цао Вэй. Могила была ограблена и похоронные принадлежности практически не сохранились, но три фрески остались нетронутыми. Вообще могил этой династии в Китае было открыто очень мало, а с фресками и того меньше. Здесь изображены три сюжета : "Хозяин пьет с женой", "Прогулка" и "Благосклонный Олень". Последняя фреска символизировала удачу и была нарисована на двери. Фрески этой гробницы дают ценный материал для изучения искусства династии Цао Вэй.

Фото. Фреска Отъезд в гробнице династии Восточная Хань

Фреска Отъезд в гробнице династии Восточная Хань

И, наконец, одна из самых больших фресок в этом зале - "Отъезд" гробницы династии Восточная Хань. Эта гробница была найдена у деревни Синюань (Xingyuan) уезда Яньши (Yanshi). Общая длина гробницы составляла 35 метров, в самом широком месте - 8 метров. Хотя могила была ограблена, фрески остались нетронутыми. Самая ценная из них длиной 12 метров и шириной 60 сантиметров находится на стене передней камеры. На ней нарисована процессия на повозках высоко поставленного чиновника. Всего на картине 9 повозок, 70 человек и 50 лошадей. В четвертой повозке, по всей видимости, едет хозяин гробницы (тот самый чиновник). Эта фреска считается настоящим шедевром изобразительного искусства династии Восточная Хань.

ЗАЛ ФРЕСОК

Итак, мы обошли подземную часть музея по кругу и вернулись к выходу - Залу Сюаньтан. Поднявшись из могильной прохлады на свет, продолжим наш путь на север : мы пройдем по дороге вдоль фигур людей с головами животных (своеобразный Священный Путь), затем пройдем через небольшой зал Цюн Гэ (Qiong Ge) и подойдем к Залу Фресок (здесь названия предыдущего и этого залов похожи). Главная идея экспозиций этого зала - реставрация и сохранение фресок, найденных в гробницах. В зале представлены не только фрески, над которыми работали ученые, но и описан сам процесс восстановления. Здесь же за стеклом можно увидеть рабочие места реставраторов.

В Китае восстановление фресок стало отдельной дисциплиной музейного дела, которая включает в себя различные области знаний : историю, археологию, искусство, физику, химию и материаловедение. Сохранение фресок должно следовать главному принципу : "подлинность и целостность" и для эффективного выполнения этих задач процесс реставрации обычно делится на несколько этапов : исследование, испытания, вскрытие фресок, восстановление и другие.

Фото. Зал Фресок

Зал Фресок

Прежде чем начать работу с картинами, их необходимо исследовать, чтобы получить полную информацию : состояние, технологию изготовления, существующие повреждения и т.д. На основании этих данных разрабатывается план реставрационных работ, чтобы избежать дальнейшего разрушения фресок.

Сами фрески состоят из несущей основы, подложки (грунта) и цветного слоя, хотя есть и такие, которые грунтовочного слоя не имеют. Несущая основа - это стены и потолки гробницы, которые сделаны из земли, кирпичей или камня. Грунт, на котором рисуется фреска может быть из ила, смешанного с травой, глины или штукатурки. Древний художник сначала делал определенную смесь из глины и гипса, накладывал ее на стены могилы, а после высыхания рисовал на ней. Из-за использования подобного рода материалов фрески являются очень хрупкими произведениями по сравнению с другими видами древнего искусства.

Как говорилось выше, первый этап реставрации - тщательное исследование фресок с использованием самого современного оборудования. Путем анализа образцов ученые получают сведения о состоянии поверхности, внутренней структуре, поражении плесенью, типе красителей и многом другом. Самое главное - выявить повреждения фресок. Эти повреждения вызываются эрозией, большим давлением, биологической инвазией и воздействием человека. На фотографиях в этом зале можно увидеть типичные примеры.

Фото. Зал Фресок - рабочее место реставраторов

Зал Фресок - рабочее место реставраторов

Как известно, лучший способ защиты старых картин - это держать их в оригинальном естественном окружении (именно поэтому основные залы музея сделаны под землей). Но из-за различных факторов, главный из которых - масштабное строительство в Китае, фрески приходится переносить в другие места. В зависимости от объективных условий есть два варианта решения задачи : полное перемещение гробницы и снятие фресок. На фотографиях в выставочном зале можно увидеть пример полного перемещения камеры гробницы, а также частичное снятие фресок со стены. Второй способ применяется только при наличии слоя грунтовки определенной толщины.

Другие стенды в зале рассказывают о работе ученых по реставрации, а также демонстрируют сравнительные фотографии фресок до и после восстановительных работ. Сами результаты работы реставраторов можно увидеть в живую на стенах этого зала.

МАВЗОЛЕЙ ЦЗИНЛИН ИМПЕРАТОРА СЮАНЬУ

Покинув Зал Фресок, мы направимся к последнему пункту нашей экскурсии - гробнице Цзинлин (景陵 Jingling) императора Сюаньу. Для этого нужно вернуться на юг и, не доходя до Зала Сюаньтан 30 метров, повернуть направо (запад). Пройдя в этом направлении еще 130 метров, вы окажетесь перед Залом Жертвоприношений, за которым находится вход под могильный курган. Далее вы будете спускаться по длинному коридору, который приведет вас в камеру с гробом. Курган над могилой 24 метра в высоту и диаметром 110 метров. Общая длина могилы 54,8 метров.

Фото. Вход в гробницу Цзинлин

Вход в гробницу Цзинлин

Император Сюаньу (宣武 Xuanwu) родился в 483 году, а умер 9 февраля 515 года. Его имя можно перевести как "ответственный и воинственный". Считается, что во время его правления династия была на пике своего развития, но также была коррупция, политические распри и войны. Император был ярым буддистом (он часто сам читал сутры для других), и во время его правления Буддизм фактически стал государственной религией.

Интересно отметить, что однажды на этот курган поднялся Ли Шиминь, чтобы оценить военную обстановку в округе. Ли Шиминь - это личное имя императора Тайцзуна (太宗 Taizong) династии Тан, того самого императора, которого когда-то спасли 13 монахов храма Шаолинь.

На этом экскурсия по Музею Гробниц окончена. Обратите внимание, что рядом с музеем находятся два крупнейших в Лояне сада пионов : Национальный Цветочный Сад Лояна и Лоянский Международный Сад Пионов, поэтому если вы будете в городе в апреле-мае, то можете совместить их посещение с визитом в музей.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Стоимость билетов:
на момент посещения в 2012 году было бесплатно
Время работы (время местное):
летний сезон 09:00 - 17:00 (последний вход 16:30)
зимний сезон 09:00 - 16:30 (последний вход 16:00)
Услуги гида:
язык - китайский
стоимость - 100 юаней
Аудио-гид:
языки - китайский и английский
стоимость - 10 юаней за 2 часа
залог - 100 юаней и паспорт
Как добраться:
1. автобус : 83 до остановки Luoyang Gudai Yishu Bowuguan (洛阳古代艺术博物馆). От автобусной остановки нужно пройти на север еще 400 метров. Автобус идет от Центрального Вокзала до аэропорта.
2. такси

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Остановка автобуса "Luoyang Gudai Yishu Bowuguan" - 34°43,728'N, 112°24,547'E
  2. Главные Ворота в музей - 34°43,966'N, 112°24,537'E
  3. Мавзолей Цзинлин - 34°44,083'N, 112°24,430'E
  4. Гробница императора Сяовэньди династии Северная Вэй - 34°45,970'N, 112°25,119'E
  5. Гробница императора Гуануди династии Хань - 34°50,622'N, 112°35,340'E