Версия для печати

Храм Белой Лошади 白马寺

Фото. Перед Залом Великих Героев

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Храм Белой Лошади (Баймасы - Baimasi - White Horse Temple) расположен к востоку от города Лояна. Его история начилась более 1900 лет назад в 68 году при правлении императора Минди (明帝 - Mingdi) Восточной династии Хань. Считается, что это самый первый буддистский храм построенный в Китае, от чего среди китайских буддистов он носит титулы Место Рождения (释源 - Shi Yuan - Ши Юань - Birthplace) и Дом Основателя (祖庭 - Zu Ting - Цзу Тин - Founder's Home).

Как место рождения китайского Буддизма, храм имеет несравненную привилегию украшать каждую часть своих церемониальных инструментов и скульптур двумя иероглифами 释源 (буквально переводится как источник знания).

Благодаря своему почтенному возрасту Храм Белой Лошади получил еще одно название : Домом Основателя с Десятью Древностями. Ниже перечислены эти древности :

  1. Храм Белой Лошади - первый буддистский храм в Китае
  2. Пагода Циюнь - первая в Китае ступа или буддистская пагода
  3. Лоян - отправная точка китайского первого Паломничества на Запад в поисках Сутры Истины
  4. Храм Белой Лошади стал приютом для первых двух индийских монахов, посетивших Китай
  5. В Храме Белой Лошади хранилась самая ранняя буддистская сутра на санскрите, принесенная в Китай (Pattra Leaf Sutra)
  6. Прохладная Терраса в храме - самая первая мастерская по переводу сутр
  7. Первый перевод на китайский Сутры Сорока Двух Частей (Forty Two Chapter Sutra) был сделан в этом храме
  8. Также здесь сделали первый перевод Заповедей для Монахов (Commandment to Monks), самой ранней буддистской дисциплинарной книги
  9. Храм Белой Лошади стал свидетелем первой дискуссии между буддистами и даосами
  10. Чжу Шисин (Zhu Shixing), первый китаец обращенный в Буддизм, стал монахом в этом храме
Фото. Зал Великого Будды

Зал Великого Будды

Эти десять "древностей" также называются Десять Начал Храма (Temple's Ten First).

В начало

ИСТОРИЯ ХРАМА

В соответствии с записями из книги "Храмы и Монастыри в Лояне", которая описывает развитие Буддизма в Лояне (написана во времена Северной династии Вей), на 7-ом году правления (65 год) императора Минди (明帝 - Mingdi) Восточной династии Хань ему приснилась золотая фигура высотой 5 метров с ярким свечением вокруг, распространявшимся вокруг. Император проснулся и позвал своих министров, чтобы они объяснили ему этот сон. Один из них по имени Фу И (Fu Yi) сказал : "Тот, кого вы видели во сне, Ваше Величество, может быть святым с Запада - Буддой".

Император поверил его объяснению и послал делегацию во главе со своими послами Цай Инем (Cai Yin) и Цинь Цзином (Qin Jing) на поиски буддистских сутр и догматов в Синдху (Sindhu - сегодняшняя Индия). В Дажоучжи (Darouzhi - сегодняшний Афганистан) эта делегация встретила двух индийских монахов : Кашьяпу Матангу (Kasyapa Matanga) и Дхармаракшу (Dharmaraksha), которых позже они пригласили в Китай. В 68 году эти два монаха вместе с манускриптами и портретами Будды, возимыми на спинах двух белых лошадей, пришли в Китай. Здесь они получили новые китайские имена : Шэ Мотэн (摄摩腾 - She Moteng) и Чжу Фалань (竺法兰 - Zhu Falan)

Фото. Зал Великого Будды

Зал Великого Будды

Отвечая на просьбы монахов и заинтересованный тем, что они принесли в Китай, император попросил их остаться в Хунлусы (Honglusi), что было эквивалентом сегодняшнему министерству иностранных дел (китайский иероглиф "сы" означал в древнем Китае государственное учреждение). Хунлусы располагался за воротами Сиюнмэнь (Xiyongmen) города Лояна. Император хотел, чтобы они перевели принесенные с собой тексты, а позже, чтобы выразить свою благодарность, он приказал построить дом в индийском стиле, который затем получил название Храм Белой Лошади в память о тех двух белых лошадях.

Эта и есть история Паломничества на Запад, которое началось со сна императора, а закончилось строительством самого первого буддийского храма в Китае.

Интересно отметить, как повлиял этот храм на дальнейшее применение иероглифа сы (寺). Как говорилось выше изначально он обозначал государственное учреждение, но император приказал использовать его в названии храма, дабы выразить почтение к нему. В дальнейшей истории все храмы и даже мечети стали использовать это слово в своих названиях. Поэтому перевод названия храма как Министерство Белой Лошади не было бы ошибкой для того времени.

Фото. У Зала Принятия и Руководства

У Зала Принятия и Руководства

За свою долгую историю Храм Белой Лошади прошел через войны и смуты, а также через несколько циклов разрушения - восстановления. В соответствии с книгой "Храмы и Монастыри в Лояне" ему благоволила императорская семья Северной династии Вэй, а значит и местная аристократия, что способствовало сохранению храма. Благодаря этому рукописи, переведенные сотни лет назад во времена Восточной династии Хань, до сих пор хранятся в хороших условиях.

Пика своего процветания храм достиг во времена династий Суй и Тан. В первый год правления императрицы У Цзэтянь (武則天 - Wu Zetian) ее жиголо, Сюэ Хуайи (Xue Huaiyi), назначил себя настоятелем храма и во время своего пребывания там решил рисовать портреты Будды и обращать людей в Буддизм. Под его руководством были собраны тысячи рабочих и мастеров, привезены материалы - Храм Белой Лошади постепенно прошел реконструкцию и стал по настоящему величественным храмом.

Фото. Перед Залом Великих Героев

Перед Залом Великих Героев

Есть легенда о размерах храма в то время : место проживания монахов было так далеко от главных ворот, которые располагались у реки Лохэ, что они должны были скакать на лошади каждый раз, чтобы открыть или закрыть эти ворота. Есть записи, что в то время в храме жило более 3000 монахов. Храм был полон каменных арок, водоемов, залов и павильонов. Много интересных открытий времен династии Тан было сделано во время археологических раскопок. Например, сегодняшняя Прохладная Терраса в задней части храма занимает всего 1/3 от площади, которую она занимала в то время.

Как и многие другие храмы Храм Белой Лошади сильно пострадал во времена Культурной Революции, но ему помог один случай - визит принца Нородом Сианука (Norodom Sihanouk) из Камбоджи в 1973 году. Он остановился в Пекине, но ему разрешили посетить и другие места в Китае. Будучи буддистом он выразил желание премьеру Чжоу Эньлаю посетить Храм Белой Лошади. Эта просьба привела администрацию в ступор - многие части храма были разрушены во время Культурной Революции, а реликвии утеряны.

В большой спешке около 2900 артефактов из других мест и музеев (например из музея Запретного Города и Храма Лазурных Облаков) были тайно перевезены в храм, а сам храм прошел ремонт. Восстановленный храм произвел большое впечатление на принца. Интересно отметить, что когда администрации музеев Запретного Города и Храма Лазурных Облаков потребовали вернуть артефакты обратно, премьер Чжоу Эньлай принял решение оставить их в Храме Белой Лошади навсегда.

Фото. Храм в тайском стиле

Храм в тайском стиле

Теперь можно перейти к экскурсии по храму.

В начало

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Стоимость билетов:
50 юаней (пагода Циюнь входит в стоимость).
Время работы:
07:10 - 18:30 (продажа билентов до 18:00)
Пагода Циюнь 07:30 - 18:00
Аудио-гиды:
стоимость - 20 юаней
залог - 200 юаней
языки - китайский, английский
место выдачи - за воротами у касс
Как добраться:
1. автобусы : 56, 58, 87, 91 до остановки Baimasi 白马寺)
56 - идет до Центрального Вокзала
58 - идет до Храма Гуань Линь через старый город
2. на такси (от центра города стоимость может составить 40-50 юаней)

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Остановка автобусов 56, 58, 87, 91 Baimasi - 34°43,326'N, 112°35,845'E
  2. Билетные кассы - 34°43,332'N, 112°35,915'E
  3. Главные ворота храма - 34°43,364'N, 112°35,983'E
  4. Пагода Циюнь - 34°43,312'N, 112°36,246'E