Храм Белой Лошади 白马寺![]() ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯХрам Белой Лошади (Баймасы - Baimasi - White Horse Temple) расположен к востоку от города Лояна. Его история начилась более 1900 лет назад в 68 году при правлении императора Минди (明帝 - Mingdi) Восточной династии Хань. Считается, что это самый первый буддистский храм построенный в Китае, от чего среди китайских буддистов он носит титулы Место Рождения (释源 - Shi Yuan - Ши Юань - Birthplace) и Дом Основателя (祖庭 - Zu Ting - Цзу Тин - Founder's Home). Как место рождения китайского Буддизма, храм имеет несравненную привилегию украшать каждую часть своих церемониальных инструментов и скульптур двумя иероглифами 释源 (буквально переводится как источник знания). Благодаря своему почтенному возрасту Храм Белой Лошади получил еще одно название : Дом Основателя с Десятью Древностями. Ниже перечислены эти древности :
![]() Зал Великого Будды Эти десять "древностей" также называются Десять Начал Храма (Temple's Ten First). ИСТОРИЯ ХРАМАВ соответствии с записями из книги "Храмы и Монастыри в Лояне", которая описывает развитие Буддизма в Лояне (написана во времена Северной династии Вей), на 7-ом году правления (65 год) императора Минди (明帝 - Mingdi) Восточной династии Хань ему приснилась золотая фигура высотой 5 метров с ярким свечением вокруг, распространявшимся вокруг. Император проснулся и позвал своих министров, чтобы они объяснили ему этот сон. Один из них по имени Фу И (Fu Yi) сказал : "Тот, кого вы видели во сне, Ваше Величество, может быть святым с Запада - Буддой". Император поверил его объяснению и послал делегацию во главе со своими послами Цай Инем (Cai Yin) и Цинь Цзином (Qin Jing) на поиски буддистских сутр и догматов в Синдху (Sindhu - сегодняшняя Индия). В Дажоучжи (Darouzhi - сегодняшний Афганистан) эта делегация встретила двух индийских монахов : Кашьяпу Матангу (Kasyapa Matanga) и Дхармаракшу (Dharmaraksha), которых позже они пригласили в Китай. В 68 году эти два монаха вместе с манускриптами и портретами Будды, возимыми на спинах двух белых лошадей, пришли в Китай. Здесь они получили новые китайские имена : Шэ Мотэн (摄摩腾 - She Moteng) и Чжу Фалань (竺法兰 - Zhu Falan) ![]() Зал Великого Будды Отвечая на просьбы монахов и заинтересованный тем, что они принесли в Китай, император попросил их остаться в Хунлусы (Honglusi), что было эквивалентом сегодняшнему министерству иностранных дел (китайский иероглиф "сы" означал в древнем Китае государственное учреждение). Хунлусы располагался за воротами Сиюнмэнь (Xiyongmen) города Лояна. Император хотел, чтобы они перевели принесенные с собой тексты, а позже, чтобы выразить свою благодарность, он приказал построить дом в индийском стиле, который затем получил название Храм Белой Лошади в память о тех двух белых лошадях. Эта и есть история Паломничества на Запад, которое началось со сна императора, а закончилось строительством самого первого буддийского храма в Китае. Интересно отметить, как повлиял этот храм на дальнейшее применение иероглифа сы (寺). Как говорилось выше изначально он обозначал государственное учреждение, но император приказал использовать его в названии храма, дабы выразить почтение к нему. В дальнейшей истории все храмы и даже мечети стали использовать это слово в своих названиях. Поэтому перевод названия храма как Министерство Белой Лошади не было бы ошибкой для того времени. ![]() У Зала Принятия и Руководства За свою долгую историю Храм Белой Лошади прошел через войны и смуты, а также через несколько циклов разрушения - восстановления. В соответствии с книгой "Храмы и Монастыри в Лояне" ему благоволила императорская семья Северной династии Вэй, а значит и местная аристократия, что способствовало сохранению храма. Благодаря этому рукописи, переведенные сотни лет назад во времена Восточной династии Хань, до сих пор хранятся в хороших условиях. Пика своего процветания храм достиг во времена династий Суй и Тан. В первый год правления императрицы У Цзэтянь (武則天 - Wu Zetian) ее жиголо, Сюэ Хуайи (Xue Huaiyi), назначил себя настоятелем храма и во время своего пребывания там решил рисовать портреты Будды и обращать людей в Буддизм. Под его руководством были собраны тысячи рабочих и мастеров, привезены материалы - Храм Белой Лошади постепенно прошел реконструкцию и стал по настоящему величественным храмом. ![]() Перед Залом Великих Героев Есть легенда о размерах храма в то время : место проживания монахов было так далеко от главных ворот, которые располагались у реки Лохэ, что они должны были скакать на лошади каждый раз, чтобы открыть или закрыть эти ворота. Есть записи, что в то время в храме жило более 3000 монахов. Храм был полон каменных арок, водоемов, залов и павильонов. Много интересных открытий времен династии Тан было сделано во время археологических раскопок. Например, сегодняшняя Прохладная Терраса в задней части храма занимает всего 1/3 от площади, которую она занимала в то время. Как и многие другие храмы Храм Белой Лошади сильно пострадал во времена Культурной Революции, но ему помог один случай - визит принца Нородом Сианука (Norodom Sihanouk) из Камбоджи в 1973 году. Он остановился в Пекине, но ему разрешили посетить и другие места в Китае. Будучи буддистом он выразил желание премьеру Чжоу Эньлаю посетить Храм Белой Лошади. Эта просьба привела администрацию в ступор - многие части храма были разрушены во время Культурной Революции, а реликвии утеряны. В большой спешке около 2900 артефактов из других мест и музеев (например из музея Запретного Города и Храма Лазурных Облаков) были тайно перевезены в храм, а сам храм прошел ремонт. Восстановленный храм произвел большое впечатление на принца. Интересно отметить, что когда администрации музеев Запретного Города и Храма Лазурных Облаков потребовали вернуть артефакты обратно, премьер Чжоу Эньлай принял решение оставить их в Храме Белой Лошади навсегда. ![]() Храм в тайском стиле ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPSВсе точки даны в WGS 84:
|