Версия для печати

Экскурсия по Храму Белой Лошади

Фото. Зал Лежащего Будды

МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ ПО ХРАМУ БЕЛОЙ ЛОШАДИ

Храм расположен по оси юг - север и занимает площадь около 60,000 квадратных метров . Недавно перед храмом были построены каменная арка-пайлоу в 100 метрах от Главных Ворот. Между аркой и воротами расположен пруд с фонтанами, через который переброшены три моста. В храме сейчас находится более чем 40 стел и около 40 буддистских скульптур, большинство из которых было сделано во времена династий Юань, Мин и Цин.

Маршрут экскурсии по храму пройдет с юга на север. Далее мы покинем стены храма через северо-западные ворота и пройдем по двум новым храмам : тайскому и индийскому, спускаясь на юг к отправной точке пути. Если у вас останется время, то можно сходить к пагоде Циюнь, расположенной к востоку от храма.

Для ориентирования на местности при каждом описании идут мини-карты. Эти мини-карты интерактивные, то есть вы можете кликнуть мышкой по другим местам храма на карте и сразу перейти к их описанию. Мини-карты можно увеличить, кликнув по соответствующей пиктограмме, или перейти к печатному варианту карты Храма Белой Лошади.

Фото. Двор Зала Пилу

Двор Зала Пилу

Небольшое замечание по поводу названий. Я не знаю китайского языка, поэтому мой перевод на русский основывается на английском переводе. Но английский перевод китайских названий одних и тех же мест часто не совпадает в разных путеводителях. Я старался брать названия с табличек непосредственно у достопримечательностей.

В начало

ГЛАВНЫЕ ВОРОТА

Первое, что привлекает внимание туристов перед входом в храм - это пара каменных лошадей, которые однажды принадлежали могиле Вэй Сюаньсиня (Wei Xuanxin), министра и генерала династии Сун, до того, как они были перенесены к воротам храма в 1935 году. Над главными воротами подвешена доска с тремя иероглифами Бай Ма Сы (白马寺). Эти иероглифы были написаны Чжао Пучу (赵朴初 - Zhao Puchu), президентом Буддистской Ассоциации Китая. Также около ворот можно увидеть двух традиционных для храмов Китая каменных львов.

Фото. Главные Ворота

Главные Ворота

С Главными Воротами храма связана одна легенда. Когда буддистские монахи из Индии пришли на китайскую землю, некоторые даосские монахи стали протестовать против этого. Они хотели, чтобы император устроил испытания для них. Император согласился и назначил встречу представителям обеих сторон у главных ворот храма. Здесь было решено поместить священные тексты и религиозные атрибуты даосов в восточные ворота, а буддистов - в Зал Семи Сокровищ на западной стороне храма. Затем эти предметы были преданы огню. Даосы ожидали, что их манускрипты пройдут испытание огнем, но этого не случилось, и тексты сгорели, в то время, как священные писания буддистов сохранились. По результатам испытания император окончательно решил принять Буддизм. Тех же даосских священников, которые бросили вызов Буддизму, казнили через сожжение.

Пройдем внутрь храма. Если сразу за воротами пройтись сначала в право, а затем влево в дальние углы храма, то вы увидите могилы тех двух индийских монахов. На могиле Чжу Фаланя, которая расположена слева можно прочитать строчки "Могила первопроходца и посвященного мастера Чжу Фаланя династии Хань", а на могиле Шэ Мотэна справа - "Могила предшествующего и известного мастера Шэ Мотэна династии Тан". Такая честь им оказана благодаря их огромному вкладу в развитие китайского Буддизма. Могилы представляют собой небольшие курганы, обнесенные стеной.

Фото. Мраморная лошадь

Мраморная лошадь

Здесь же в восточном углу стоит павильон со стелой. Надписи на стеле - это работа китайского каллиграфа и настоятеля Шамэнь Вэньцая (Shamen Wencai), созданная во времена династии Юань. Надпись сделана в его традиционном свободном стиле и описывает историю храма.

Кроме могил рядом с главными воротами стоит слева Барабанная Башня, а справа - Башня Колокола

Барабанная Башня

"Колокол на восточной башне, барабан на западной". Сразу после завершения строительства Башни Колокола в Храме Белой Лошади была построена Барабанная Башня (Гулоу - Gulou - Drum Tower). Башня двухэтажная, длина и ширина по 7,3 метра. Звук ее барабана низкий, но мощный, похожий на раскат грома, который мог "поднять и глухого". Как говорит поговорка, этот звук сообщал о наступлении темноты : все, что звучит после, пробуждает нечистую силу.

Башня Колокола

Башня Колокола (Чжунлоу - Zhonglou - Bell Tower) была построена во времена династии Юань, а затем перестроена при династии Мин. Теперешняя башня была построена в 1991 году. Это двухэтажный павильон с двухскатной крышей. Старый колокол этой башни был создан Хуан Цзинем (Huang Jin), евнухом при дворе династии Мин. Колокол весил около 2500 килограмм и был в высоту 1,65 метра. Его называли "Рассветный Звон".

Фото. Башня Колокола

Башня Колокола

Каждый рассвет монахи звонили в этот колокол и его звон разносился на мили вокруг. Интересно отметить, что когда он звонил, ему должен был вторить другой, подвешенный в Башне Колокола в восточной части города. В результате одновременного звучания между двумя этими колоколами возникал резонанс, так как они звучали на одной частоте. От сюда даже возникла поговорка : Восток запоет, запад ответит эхом, запад поздоровается, восток ответит. В свое время этот феномен привлекал множество буддистских верующих.

Сейчас в рассвет каждого Нового Года в Храме Белой Лошади проводится фестиваль "молитвы за удачу", на который приглашаются гости из других провинций Китая, а также из Японии и Кореи. Среди прочего они становятся свидетелями древней церемонии утреннего звона. Во время этой церемонии колокол звонит каждые 10 секунд 108 раз до 00:00 следующего дня. Число 108 символизирует лучшие пожелания 12 месяцам, 24 солнечным периодам и 72 отрезкам всего года.

Звон колокола в Храме Белой Лошади - это одна из восьми достопримечательностей древнего Лояна и одна из шести Храма Белой Лошади.

Мы же идем дальше на север и первым залом на нашем пути будет Зал Небесных Королей.

В начало

ЗАЛ НЕБЕСНЫХ КОРОЛЕЙ

В Зале Небесных Королей (Тяньвандянь - Tianwangdian - Hall of Heavenly King) находятся статуи смеющегося Будды Майтреи, четырех небесных королей и одного буддистского стража Сканда. Обычно первый зал во всех китайских буддистских храмах предназначен для Майтреи, так как он встречает посетителей доброй улыбкой. Будда сидит в деревянной нише, которую украшают более 50 драконов, вырезанных из дерева - это считается одним из лучших образцов деревянной резьбы времен династии Цин. По бокам от этой статуи стоят статуи Четырех Небесных Королей.

Фото. Зал Небесных Королей

Зал Небесных Королей

Небесные Короли - в буддизме обычно четыре бога-хранителя, каждый из которых оберегает одну из четырех сторон света. Четыре Небесных Короля являются защитниками мира и борцами со злом, каждый имеет в распоряжении легион сверхъестественных существ для защиты дхармы. Они охраняют четыре континента, и не пускают асуров в высшие миры богов.

Король Дхритараштра - восточный король, покровитель государства. Он держит в руках пипу. Король Вирудхака - южный король, приумножающий добродетель, держит зонтик в правой руке и демона в левой. Король Вирупакша - западный король, проницательный, с драконом и жемчужиной в руках. Король Вайшравана - северный король, все знающий, который несет пагоду на своей ладони.

Из-за того, что они владеют разным оружием, этих королей стали считать представителями Гармонии, Дождя, Мягкости и Ветра. Все вместе они олицетворяют знаменитое китайское выражение : Мягкий Ветер и Гармоничный Дождь, что выражает пожелание людям богатства и процветания.

Фото. Генерал Сканда

Генерал Сканда

Позади Майтреи стоит в полной амуниции и с булавой на плече статуя генерала Сканда. Он защищает священную землю Будды и борется со злом. Положение булавы может многое сказать о храме. Так, если она лежит на плече Сканда, это говорит, что храм большой и процветающий и может обеспечить бесплатное проживание и питание для странствующих монахов на три дня. Если генерал держит эту булаву в своих руках горизонтально, храм среднего масштаба и может дать приют и пищу для странников на один день. Ну а если булава стоит вертикально в земле, то храм слишком маленький, чтобы дать приют пилигримам.

Перейдем к следующему залу - Залу Великого Будды

В начало

ЗАЛ ВЕЛИКОГО БУДДЫ

Зал Великого Будды (Дафодянь - Dafodian - Hall of Great Buddha) - это второй зал храма. В нем находятся семь статуй. В центре - Шакьямуни, основатель Буддизма. Как говорится в летописях, его также называли Великим Буддой, из-за его безмерного милосердия, мудрости и силы. Считается, что сидящая статуя Шакьямуни в Храме Белой Лошади изображает Будду во время его последней проповеди, во время которой он не сказал ни слова, но передал свое просветление, улыбаясь и держа цветок в правой руке. В этот момент только Кашьяпа, чья статуя стоит слева от статуи Шакъямуни, понял истинные намерения своего учителя и потому смотрит в ответ с доброй улыбкой. Другая статуя, стоящая справа от Шакямуни, принадлежит Ананде, еще одному последователю Будды, знаменитому своей мудростью и знаниями. Кашьяпа и Ананда сейчас считаются в китайском Дзэн Буддизме первым и вторым приемниками Шакьямуни.

Фото. Зал Великого Будды

Зал Великого Будды

Еще далее находятся две сидящие статуи. Слева Манджушри, бодхисаттвы мудрости, а справа - Самантабхадры, бодхисаттвы щедрости. Вместе с Шакьямуни их называют Три Святых Сакья (школа тибетского буддизма). Еще далее от бодхисаттв стоят две статуи Небесных Дев, которых также называют Цветочные Девы Небес (Flower Maids of Heaven) из-за их красоты и цветов, которые они держат в руках. Есть легенда, что они всегда разбрасывают лепестки цветов, когда Великий Будда проповедует, и, вероятно, это породило китайское выражение : "как будто цветы падают дождем с небес", которое означает яркую и вычурную речь.

Обойдя Зал Великого Будды, вы можете покинуть его через северный выход. Здесь находится еще одна статуя, посвященная Гуаньинь (観音 - Guanyin). Гуаньинь Пуса - божество, выступающее преимущественно в женском обличье, спасающее людей от всевозможных бедствий; подательница детей, родовспомогательница, покровительница женской половины дома. Считается, что это одно из воплощений бодхисаттвы Авалокитешвара.

Обратите внимание, что над правым плечом Гуаньинь сидит попугай с четками в клюве - это один из учеников Гуаньинь. Легенда гласит, что во времена династии Тан маленький попугай отправился на поиски любимого лакомства для матери, но его поймали браконьеры. Когда ему удаётся освободиться, то оказывается, что его мать уже умерла. Попугай предаётся скорби, устраивает ей похороны, а затем решает стать учеником Гуаньинь. Так этот попугай стал символом сыновней почтительности.

Фото. Гуаньинь

Гуаньинь

В отличии от большинства статуй храма эта расположена лицом на север, от чего получила название Гуаньинь, Сидящая Спиной. Говорят, что она смотрит за людьми, которые не захотели раскаяться и прошли мимо. Однако она великодушна и милосердна, и поэтому любой может спастись от страданий, если обратиться к ней.

По бокам от Зала Великого Будды стоят еще два зала. Слева - Зал Шести Основателей (六祖殿 - Люцзудянь - Liuzudian - Hall of Six Founders), где находятся статуи шести основателей Дзэн-буддизма. Справа - Зал Лежащего Будды (卧玉佛殿 - Воюйфодянь - Woyufodian - Hall of Reclining Buddha), где расположена статуя Будды Шакьямуни. Эта скульптура высотой 1,6 метра, сделанная из нефрита, была подарена в 1988 году одним китайцем, проживающем в Бирме.

Переходим к следующему залу храма.

В начало

ЗАЛ ВЕЛИКИХ ГЕРОЕВ

Так как Шакьямуни также называют Махавира (Великий Герой), то стало традицией в буддистских храмах строить Зал Махавира, как одно из главных строений, в котором хранятся самые ценные реликвии. Зал Великих Героев (Дасюндянь - Daxiongdian - Hall of Great Heroes) в Храме Белой Лошади также один из самых богато отделанных с изысканными скульптурами.

Фото. Зал Великих Героев

Зал Великих Героев

В центре зала стоит украшенная резьбой ниша, которую венчает птица Рух, раскинувшая крылья, и извивающиеся драконы. За этим узором кроется одна буддистская легенда. Говорят, что золотокрылый Рух всегда считал драконов своей любимой едой, и поэтому, драконы вынуждены были искать защиту у Будды. В ответ, чтобы защитить их, он взял полосу шелка из своей мантии и накрыл ей каждого дракона для защиты от этой птицы. Ну а что касается Руха, Будда предложил ему лучшую закуску, чем драконы, - из подношений верующих и, тем самым, успешно установил мир.

В самой нише находятся три статуи. В центре - Будда Шакьямуни, слева - Бхайшаджьягуру, Будда Медицины и справа - Будда Амитабха, Будда Западного Рая. Эти три Будды отвечают соответственно за настоящее, прошлое и будущее и вместе зовутся Будды Трех Миров. Перед нишей стоят два воина-стража. Тот, что стоит слева - Небесный Генерал Сканда, он сложил свои ладони вместе - это ученый-воин. А тот, что справа - Небесный Генерал Вэйли, он держит алебарду и пагоду в своих руках. У него красное лицо, что символизирует силу и храбрость.

Фото. Среди 18 архатов расцвел один цветок

Среди 18 архатов расцвел один цветок

По бокам Зала Махавира стоят 18 статуй Лоханей (Luo Han) или архатов, как их называют буддисты. Архат - это человек, который обрубил все препятствия (связи) земного мира и освободил себя от Сансары - колеса перерождений. Архат - это святой, который может направить людей к добродетели. Все архаты в этом зале в сидячей позе, у них разное выражение на лицах.

Обратите внимание, что семнадцать из архатов - мужчины с тонзурами на голове (выбритая макушка), а восемнадцатая - женщина с длинными волосами, одетая в покрывало и юбку. По этой причине люди дали им название "Среди 18 архатов расцвел один цветок". Такое сочетание архатов встречается в Китае очень редко, от чего считается еще одним сокровищем Храма Белой Лошади.

Еще большего внимания заслуживает мастерство при изготовлении глиняных статуй в Зале Великих Героев. Они были сделаны во времена династии Юань с использованием техники, называемой "пустые фигуры с сухой полировкой". Все статуи Будд, королей и архатов не только выглядят, как живые, но и очень легкие по весу. Например, статую архата высотой 1,6 метра может поднять один человек. Хотя и очень жаль, что эта техника была утеряна, с другой стороны, то что осталось в храме - действительно прекрасная и редкая работа.

Фото. Молитва Небесному Генералу Вэйли

Молитва Небесному Генералу Вэйли

Зал Великих Героев имеет сквозной проход, и на выходе из северных дверей стоит еще одна статуя, обращенная лицом на север - Небесного Генерала Вэйли (Wei Li). В левой руке он держит алебарду, а правая зажата в кулак. Этот герой носит и другое имя : Целань Пуса (Qielan Pusa), что было китайским переводом слова Сангхарама (Sangharama) с санскрита. Сейчас такой перевод употребляется только в Храме Белой Лошади. В узком значении Бог Целань означает бог-покровитель земли Целань, но в более широком это означает : все боги поддерживают буддистские доктрины.

Переходим к следующему залу на нашем пути - Залу Принятия и Руководства

В начало

ЗАЛ ПРИНЯТИЯ И РУКОВОДСТВА

Зал Принятия и Руководства (Цзеиньдянь - Jieyindian - Hall of Reception and Guidance) - самый маленький зал в Храме Белой Лошади. Он посвящен Трем Святым Запада. Во многих буддистских доктринах говорится, что последователи, которые достигли определенного количества добродетели, будут приняты и направлены Буддой Амитабхой в Западный Рай. Поэтому главная статуя в Зале Принятия и Руководства - статуя Будды Амитабхи. Правой рукой он словно принимает последователей, а левой указывает путь к Западному Раю. Амитабха стоит вместе с бодхисатвами Авалотикешварой слева и Махастамапрапта справа. Вместе их называют Три Святых Запада.

Фото. Зал Принятия и Руководства

Зал Принятия и Руководства

"Амитабха" сейчас одно из самых повторяемых слов буддистскими верующими. "Амитабха" или "Намо Амитабха", где намо означает "дорогой, уважаемый", можно услышать очень часто. Всю фразу можно интерпретировать, как "Вся слава Будде, весь я для него". Считается, что каждый раз, когда произносится эта фраза, она приносит бесконечную добродетель для того, кто ее повторяет.

Мы же поднимаемся к самому северному залу храма Залу Пилу, стоящему на Прохладной Террасе.

В начало

ПРОХЛАДНАЯ ТЕРРАСА И ЗАЛ ПИЛУ

Считается, что Прохладная Терраса (清凉台 - Цинлянтай - Qingliangtai - Cool and Clear Terrace) служила летним домиком и читальней для молодого Лю Чжуана (劉莊 Liu Zhuang), который позже стал императором Минди (明帝 Mindi) династии Восточная Хань. К тому же эта терраса стала первой мастерской по переводу, где два индийских монаха переводили с санскрита на китайский. Последний раз ее перестраивали во времена династии Мин.

Фото. Зал Пилу

Зал Пилу

На этой террасе сейчас стоит Павильон Пилу (毗卢阁 - Pilu Hall), в центре которого находится деревянная резная ниша для трех статуй. Главная статуя здесь - статуя Будды Пилу, который также известен под именем Вайрочана (всепроникающий свет). Эта статуя окружена двумя другими : слева бодхисаттва Манджушри с белым слоном, а справа бодхисаттва Самантабхадра с синим львом. Эти три глиняные статуи были сделаны во времена династии Цин. Все вместе они образуют Трех Святых Буддизма. Также здесь поклоняются статуям тех двух индийских монахов, которые стоят у стен зала : Шэ Мотэн и Чжу Фалань.

Кроме того вокруг статуй на стенах зала можно увидеть маленькие ниши с деревянными Буддами внутри. Всего их в этом павильоне 5050. Говорят, что они сделаны в том числе и из пепла от сжигания жертвоприношений. На этой террасе вы также можете увидеть маленький лотосовый пруд, окруженный древними кипарисами.

Справа от Прохладной Террасы стоит Хранилище Буддистских Текстов (藏经阁 - Цанцзингэ - Cangjingge - Depositary of Buddhist Texts), которое было построено в 1995 году. Здесь хранятся более десяти буддистских текстов, включая Лунцзан Цзин (Longzang Jing) и Дацзан Цзин (Dazang Jing).

Фото. Пруд у Зала Пилу

Пруд у Зала Пилу

В центре этого хранилища стоит статуя Древнего Будды Китая. Изначально эта статуя была сделана во времена Восточной Династии Хань, но позже, в смутные времена, она была утеряна. Недавно скульптуру обнаружили в Таиланде. По ее подобию были сделаны две бронзовые статуи высотой 97 см и покрытые золотом. Одну из них отправили в Таиланд, а другая сейчас стоит в этом зале.

Слева от Прохладной Террасы симметрично Хранилищу Буддистских Текстов стоит Хранилище Волшебного Оружия (法宝阁 - Фабаогэ - Fabaoge - Depositary of Magic Weapons). Это хранилище было также построено в 1995 году. В центре зала находится бронзовая статуя Будды Шакьямуни. Она была подарена индийским премьер-министром Нарасимха Рао (Narashimha Rao) в 1993 году. В зале хранятся множество необычных "волшебных" предметов, в том числе подарков из Таиланда, Японии, Кореи и других стран.

Обратите внимание, что в основаниях правого и левого хранилищ есть входы. Там расположены экспозиции, рассказывающие об истории храма. Обязательно обойдите Прохладную Террасу вокруг - за ней среди сосен и бамбука расположен небольшой лес пагод.

Фото. Небольшой лес пагод

Небольшой лес пагод

На этом экскурсия по самому Храму Белой Лошади окончена и мы покинем его через северо-западные ворота. На выходе из них, если идти прямо, будет находиться строительная площадка буддистского храма в тайском стиле.

В начало

ТАЙСКИЙ И ИНДИЙСКИЕ ЗАЛЫ

Как говорилось выше, тайский храм еще не достроен, и, судя по всему, работы на этом объекте пока заморожены. Но тем не менее вход на площадку открыт и один из залов комплекса уже принимает посетителей. Этот зал был построен в октябре 1997 года и стал подарком храму от мадам Чан Юань (Chang Yuan) и министра иностранных дел Таиланда после его визита в 1992 году. По окончании строительства предполагается, что в храме будет возведен зал для позолоченной статуи Будды высотой 7,2 метра и весом 8 тонн.

Осмотрев тайский зал, спустимся вниз на юг к индийскому залу.

Храм Белой Лошади имеет символическое значение в культурных отношениях между Индией и Китаем, что было продемонстрировано во время визита премьер-министра Индии Нарасимха Рао (Narasimha Rao) в храм в 1993 году. Спустя 10 лет в 2003 году другой индийский премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи (Atal Bihari Vajpayee) также посетил этот храм.

Фото. Вход на площадку Тайского Храма

Вход на площадку Тайского Храма

Для улучшения отношений между двумя странами 11 апреля 2005 года был подписан Меморандум о Понимании, в котором указывалось, что Индия построит буддистский храм в индийском стиле к западу от Храма Белой Лошади. По этому соглашению индийская сторона обеспечивала финансирование в размере более 10 миллионов юаней, а также предоставляла проект, статуи и материалы, необходимые для строительства. Китайская сторона обеспечивала земельный участок площадью 2666,67 квадратных метров. В 2008 году строительство нового зала было завершено.

Индийский зал, занимающий площадь 3450 квадратных метров, был построен по образу Ступы Санчи (Sanchi Stupa) в форме полу-сферы, стоящей на двухэтажном основании. Ступа высотой 21 метров и диаметром 24 метра - это место, где установлена статуя, изображающая Шакьямуни в момент, когда он достиг нирваны. В пагоде сделаны специальные световые окна, сквозь которые лучи света падают на статую, словно она купается в свете. Статуя сделана по образу статуи в Сарнатхе. 27 мая 2010 года индийский президент Пратибха Патил (Pratibha Patil) торжественно открыла новый храм. У основания зала построена искусная водяная система, которая, если смотреть сверху, напоминает цветок лотоса.

Фото. Индийский Храм

Индийский Храм

Покинув индийский зал, мы вернемся к отправной точке нашего пути - площади перед главными воротами Храма Белой Лошади. если у вас осталось время, то можно пройти к Пагоде Циюнь.

В начало

ПАГОДА ЦИЮНЬ

Комплекс Храма Белой Лошади поделен на две части : собственно храм и Пагода Циюнь (Qiyunta), расположенная в 500 метрах к востоку от храма. Для того, чтобы к ней попасть, подойдите к прудам на площади перед главными воротами храма и пройдите вдоль их северной кромки на восток. По дороге вы увидите арку-пайлоу - пройдите через нее и продолжайте движение на восток пока не упретесь в палисадник, затем поверните направо (на юг).

Через 70 метров вы увидите могилу Ди Жэньцзэ (狄仁傑 - Di Renjie), известного высокопоставленного чиновника династий Тан и Чжоу. На надгробном камне его могилы можно прочитать надпись : "Могила лорда Ди Жэньцзэ, знаменитого канцлера великой династии Тан".

К востоку от этой могилы идет дорога, через которую перекинут мост в виде павильона. Перейдя по нему дорогу, вы окажетесь у большого буддистского зала с озером перед ним (в зал можно зайти). Обогнув этот зал, вы увидите круглый вход во двор пагоды Циюнь.

Фото. Около могилы Ди Жэньцзэ

Около могилы Ди Жэньцзэ

Строительство пагоды Циюнь описано в "Записях о Трех Драгоценностей в Истории" (Record of Three Precious Ones in History), книге, законченной во времена династии Суй, где составлен список древних китайских буддистских артефактов. В соответствии с этой книгой к юго-востоку от Храма Белой Лошади был холм и однажды ночью из него в небо ударил луч света. Священники храма решили, что это символизирует место захоронения какого-то святого, от чего оно получило название "Могила Святого".

Император Минди (明帝 Mingdi) династии Восточная Хань спросил об этом Шэ Мотэна, на что получил ответ : "один царь из Синду (сегодняшняя Индия) по имени Ашока похоронил кусочки шарира (небольшие, как бусы, кусочки, оставшиеся в прахе после кремации тела), принадлежащие Будде Шакьямуни в 84000 местах по всему миру, 19 из которых в Китае. И этот холм - одно из этих мест.

Услышав это, император приказал построить девяти этажную пагоду высотой 17 метров. Доказательство этому можно найти на одной из стел храма, где описываются "Священные события и дела с момента прибытия Шэ Мотэна в Китай". Там есть строчки о том, что император Минди приказал своим министрам построить пагоду и назвать ее Циюнь в год Цзисы (Jisi). Год Цзисы - это 69 год, который следовал за годом завершения строительства храма. Это говорит о том, что пагода была построена сразу же после Храма Белой Лошади.

Фото. Пагода Циюнь

Пагода Циюнь

Та первая пагода была построена из дерева и затем сгорела от удара молнии. Новая пагода, которая стоит сейчас около храма, была построена в 1175 году при правлении императора Дадина (大定 - Dading) династии Цзинь. Она состоит из 13 этажей и ее высота 25 метров. В переводе Цыюнь означает "достигая небес".

Но среди местных крестьян о холме, где стоит сейчас пагода, ходили совсем другие истории. Они говорили, что на его месте раньше был глубокий пруд, в котором жила отвратительная жаба, распространявшая с ветром и водой яд по округе, что приводило к гибели посевов и голоду людей. В один из зимних дней монах, проходивший мимо, решил драться с жабой и после 49 раундов победил ее (но не убил). Затем он построил пагоду из камней и кирпичей, оставшихся от жилища жабы, куда и заточил ее в качестве искупления вины. Местные считаю, что жаба исправилась и живет в пагоде до сих пор.

Хотя эта история звучит слишком фантастично, чтобы быть правдой, но если вы встанете в 20 метрах к югу от пагоды и сильно хлопните в ладоши, то услышите жабье квакание своими собственными ушами. Местные конечно же скажут, что это наверху пагоды находится логово золотой жабы, которая пытается достать до ваших ушей. Но на самом деле это квакание - резонанс и отражение вашего хлопка от стенок пагоды, что является живым доказательством акустической изобретательности, которая опередила знаменитую Стену Эха в Пекинском Храме Неба почти на столетие.

Фото. Две лошади по дороге к Пагоде Циюнь

Две лошади по дороге к Пагоде Циюнь

На этом экскурсия по Храму Белой Лошади закончена. Обратите внимание, что через дорогу напротив храма расположен один из пионовых садов Лояна : Сад Пионов Шэньчжоу (神州牡牡丹 - Shenzhou Peony Garden). Если вы будете в Лояне в апреле - мае, стоит зайти в него.

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Остановка автобусов 56, 58, 87, 91 Baimasi - 34°43,326'N, 112°35,845'E
  2. Билетные кассы - 34°43,332'N, 112°35,915'E
  3. Главные ворота храма - 34°43,364'N, 112°35,983'E
  4. Пагода Циюнь - 34°43,312'N, 112°36,246'E